Изучение социокультурной ситуации в регионе

Основные проблемы:1.необходимо определить региональную культурную специфику (специфику местных локальных культур, особенности «малого культурного пространства»);2.выявить приоритетные направления социокультурной деятельности, которые должны финансироваться из средств фонда развития культуры и искусства, целевых фондов и т.п.;3.определить социальные группы и категории населения, минимум культурного обслуживания которых должен быть обеспечен государством;4.определить региональный потенциал в рамках того или иного вида культурно-досуговой деятельности, имеющиеся материальные» и человеческие ресурсы, включая средства местного бюджета, возможности государственных и общественных институтов организации культурно-досуговой деятельности.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материал а, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемыйкак совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:

а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;

б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.)[42];

в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования.

Первый этапдиагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования — необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих “модусов жизнедеятельности”), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решитьнесколько задач:

— проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;

— выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

— охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации худ. жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется прежде всего носителю проблем. Как правило, в определенных составляющих социокультурной среда обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественная жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить информацию, необходимую для решения проблем.

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

a. Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма, ВООПиК, ВООП и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

3. Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

4. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона.

Эти два документа являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики. Существует довольно тесная взаимосвязь между «Паспортом...» и «Матрицей...». Суть ее определяется тем, что матрица анализа социокультурной жизни региона позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп.

В свою очередь, паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и о использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона.

По результатам анализа ситуации составляется “проблемное поле”, которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, группы, категории населения.

Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ. Например, проблемы, связанные с недостаточным уровнем информированности населения в сфере политической жизни при наличии соответствующих информационных ресурсов позволяют выйти на проект, в результате которого вырастет уровень осведомленности населения — политический клуб-кафе. В качестве ресурса в данном случае можно рассматривать наличие филиалов партий и их готовность участвовать в реализации проекта, преследуя при этом свои задачи — расширение социальной базы поддержки.

Проблемы трудоустройства можно решить путем реализации проектов, связанных с возрождением и развитием народных ремесел и промыслов (безусловно, если имеется соответствующий потенциал — традиции, кадры, материально-техническая база).

Проблему низких темпов развития частного предпринимательства (вызванная, в т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств) можно решить путем организации на ТВ шоу-программы — аукциона идей с привлечением авторов, экспертов и т.д.

20. Разработка концепции социокультурного развития территории.

Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Работа с информацией в этой связи предполагает:

а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом;.

б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных и т.д.), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;

в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей

Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе–это переход от вы деления проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих низкую эффективность культурной политики в решении данных проблем

“Концепция развития культурной жизни территории”. Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).

Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант — традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее типичными приоритетами являются:

— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;

— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов;

— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;

— Развитие художественной жизни;

— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;

— Развитие туристско-экскурсионного дела;

— Эстетическое развитие среды;

— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры;

— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.

Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая, организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.

Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” — Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства; подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д.

Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями проектной деятельности. В этом случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения.

Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему разработки территориальных программ).

Пример формулировки целей и задачи культурной политики.

Успешная реализация перспективных направлений развития социально-культурной жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики, первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории, зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела (музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан; развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными культурными реалиями); поддержка профессионального искусства; совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов, способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и организационное обеспечение и финансирование проектов и программ, способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ, ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков, формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе; формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: