При проведении дискуссии постарайтесь, чтобы группа обсудила следующие вопросы:
- Чем поддержка отличается от положительной оценки?
- Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
- Почему поддержка повышает самоуважение и является «единственным средством вернуть мотивацию»?
- Почему иногда бывает трудно поддержать человека?
- В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки?
- Почему положительная оценка иногда может обидеть, а поддержка — нет?
- Почему поддержка — это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
- Назовите составляющие поддержки.
- Чем одобрение отличается от уважения (признания)?
- Как вы относитесь к тому, что изображено на плакате «Сколько поддержки нужно?»?
- Что вызывает у вас сомнения?
- Приведите примеры из собственного педагогического опыта.
Дискуссия на данную тему может получиться достаточно острой и интересной, если вы позволите высказаться тем членам группы, которые имеют отрицательный опыт оказания поддержки. Их точка зрения сводится к следующему: хорошие отношения с ребенком обязательно приводят к тому, что он «садится вам на шею». Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:
- «хорошее отношение» — это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
- поддержка не работает без «твердости» — разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка, а «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
- если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.
Обсуждение обычно приводит к соглашению спорящих сторон, когда участники дискуссии понимают, что поддержки много не бывает, бывает мало «твердости». Обратите внимание участников на то, что важно поддерживать ребенка «подходящим образом», то есть профессионально, а не «как получится». Скажите участникам, что этот тренинг и посвящен тому, чтобы научить их реагировать «подходящим образом» на неподходящее поведение, поддерживая при этом и правильное, «хорошее» поведение..
Упражнения на овладение навыком