Предложите сидящим в круге людям вспомнить случаи удачного или неудачного удаления из класса ученика, который «разошелся».
Попросите рассказывать о происходившем объективно, то есть так, чтобы рассказ содержал прямую речь, описание действий и чувств участников без оценки происходящего. Все вместе участники группы анализируют то, что происходило.
Задание всем участникам, слушающим рассказы друг друга: составлять список ошибок в выполнении приема удаления.
Разыгрывание ситуации
Часть 1
Разыграйте ситуацию открытой конфронтации ученика и учителя, лучше взять одну из только что приведенных в рассказах участников (в ситуации должен быть мотив «власть» или «месть» и какой-то вариант удаления). Пусть кто-то играет ученика и других учеников, а кто-то — учителя (лучше сам автор рассказа). Вместе участники группы выбирают более приемлемый стиль поведения, который может привести к разрешению конфликта и улучшению отношений между учителем и учеником.
Часть 2
|
|
Участники делятся на две команды. Первая команда играет коллективного ученика-хулигана, цель которого – сорвать урок (каждое действие ученика должно быть психологически обосновано, для этого, также как в предыдущем упражнении, вводится роль «второго Я», игрока, отражающего и называющего чувства, которые в данный момент испытывает ученик). Вторая команда играет учителя, который умеет вести себя с властолюбцами и мстителями. Его цель — как можно быстрее (идет урок!) снять напряжение и уладить конфликт, в том числе и методом удаления.
Закончите упражнение обменом чувств.
Обсуждение итогов
Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
- Продолжать составление Школьного плана действий, шаг № 4 для властолюбивых и мстительных учеников.
- Приготовить шпаргалки с текстом такого типа:
Маша (Петя), когда ты делаешь…, затем непременно происходит…, выбирай — продолжать или остановиться.
Занятие 10. Власть и месть. Установление санкций
Цель работы
Помочь участникам уяснить для себя, что такое воспитывающие санкции.
Материалы
Написанные на большом листе бумаги «Правила трех "С"».
Правила трех «С» — три отличия санкций от наказаний Первое «С»: Санкции соответствуют проступку по содержанию. Второе «С»: Санкции соразмерны проступку. Третье «С»:Санкции созидательны, они исключают обсуждение личности и оскорбления. |