Упражнение 1
Вспомните случаи «вопиющего» поведения, которые обсуждались участниками на предыдущих занятиях, и в парах (тройках) обсудите эти ситуации с точки зрения правильности установления санкций.
Проанализируйте их по следующей схеме:
- были ли вообще установлены какие-либо санкции;
- были ли это санкции или наказания;
- какие санкции могли бы быть, с вашей сегодняшней точки зрения, более эффективными в той ситуации.
Участники слушают каждую подгруппу и выносят вердикт: правильно ли проведен анализ?
Рекомендации ведущему
Как бы ни проходило обсуждение, в ходе работы вы можете сделать два важных акцента:
- санкцией за публичные словесные оскорбления может быть только публичное извинение;
- нельзя суммировать «обиды», тогда нарушается принцип соразмерности санкции, следует просто быть внимательным и устанавливать санкции методично, каждый раз, когда ребенок «плохо себя ведет».