Предубеждения

По утверждению неврологов, еще до того, как случатся те или иные события, мозг успевает сделать прогноз, что вероятнее всего произойдет, и приводит в действие представления, элементы поведения, эмоции, физиологические реакции и способы межличностного общения, которые лучше всего соответствуют его прогнозу.

В определенном смысле мы предсказываем будущее на основе прошлого, а затем проживаем то будущее, которого ожидаем.

Регин л П л л л и, «Предвидящий мозг»

Мы постоянно делаем предсказания и прогнозы и в целом блестяще справляемся: спускаясь по лестнице, мы полагаем, что следующие ступеньки будут на своих местах; за рулем мы делаем сотни предположений насчет функционирования нашей автомашины и поведения других водителей. Когда мы читаем и замечаем слово с пропущенными буквами, мы без труда подставляем в него недостающие. Глядя на лицо человека, мы, как правило, довольно точно оцениваем его эмоциональное состояние. Чтобы адекватно действовать в повседневности, мы делаем множество предположений причинно-следственного характера. Однако если они оказываются неверными и все идет не так и возникают конфликты, то самым оперативным и эффективным решением становится распознавание любых ложных предубеждений и избавление от них.

Например, много лет назад, когда я был молод и изучал дзен, живя на ферме Грин Галч в Калифорнии, у обитателей этой фермы возникла одна проблема: раздвижную деревянную дверь при входе в общежитие кто-то регулярно оставлял открытой, в результате чего ветры с Тихого океана пронизывали холодом наше общее жилище. По меньшей мере раз шесть на рабочих собраниях людям напоминали, что нужно закрывать эту дверь, но ее все равно постоянно находили распахнутой настежь.

Вскоре это вылилось в удивительно бурный конфликт: люди возмущались, бросались обвинениями, указывали друг на друга. Как изучающие дзен могли не помнить о том, что нужно закрывать дверь? Как могли они быть столь невнимательны к своим собратьям? В разгар одного из таких напряженных собраний наша собака Сьерра, золотистый ретривер, открыла эту дверь снаружи, вошла в помещение и присоединилась к нам; дверь она, конечно, оставила открытой. Все засмеялись. Никому в голову не приходило, что Сьерра может изловчиться открыть деревянную раздвижную дверь. Так ложные предубеждения членов коллектива чуть не привели к настоящей войне.

Финал у этой истории вышел комичный, однако нельзя не признать, что в действительности фраза «это сделала собака» все же довольно редко оказывается правдой. Тем не менее, следует признать и то, что многие конфликты основаны на предубеждениях или недопонимании. Часто в подобных случаях мы делаем предположения о мотивациях других людей: мы можем трактовать их действия совершенно по-разному, в зависимости от того, что мы думаем об их отношении к нам, об их помыслах, биографии, религиозных убеждениях, профессиональной этике и т. д.

Например, несколько лет назад, будучи главным управляющим Brush Dance, я работал на стенде нашей компании на отраслевой выставке производителей канцелярских товаров в Нью-Йорке. Наш стенд был одним из сотен других в Джавиц-центре, который жужжал как улей и кишел тысячами людей. В один особенно насыщенный и суматошный день я стоял перед нашим стендом, приветствуя потенциальных покупателей, художников и всех остальных. Один из представителей моей компании, Чарли, подошел ко мне, встал справа и завел беседу. Пока мы разговаривали, заказчица от одной крупной сети книжных магазинов подошла слева; я повернулся и начал говорить с ней.

Примерно через год после этого события, общаясь по телефону с Чарли, я заметил, что не слышу в его голосе привычного дружелюбия. Я спросил, все ли у него хорошо, и он ответил, что зол и обижен на меня все это время. Ему показалось, что я во время нашей встречи в Джавиц-центре «бросил его», повел себя с ним грубо и пренебрежительно. Все эти месяцы он считал, что я пренебрег им, предпочтя общение с человеком, который обладал большими полномочиями и сулил (]) и 11 ап сову ю в ы году.

Когда он сказал мне об этом, я извинился. Я не собирался обидеть или унизить его и понятия не имел, что ему так показалось. В тот момент я был поглощен атмосферой лихорадочной деятельности, царившей на выставке, и ничего такого, что показалось Чарли, не имел в виду, когда отвернулся от него, чтобы поговорить с кем-то другим. Чарли же сделал предположение о моих намерениях и затаил обиду на целый год. Если бы я не спросил его, что с ним такое, и если бы он честно не признался мне, наши отношения — как деловые, так и личные — могли бы закончиться.

Этот случай выявляет два важных момента; первый состоит в том, что, когда мы делаем предположения о чьем-либо поведении, нам почти никогда не удается угадать все верно. Нам бывает трудно определить мотивы даже своих собственных действий! Возможно, тогда, в Джавиц-центре, я непреднамеренно «бросил» беседовать с Чарли, но я не сделал это сознательно или по причинам, которые он себе наприду- мывал. Я не хотел ни обидеть его, ни дать ему понять, что он для меня менее значим, чем другой собеседник. Он воспринял мои действия как личное оскорбление, тогда как они ничего подобного не означали. Этот пример хорошо иллюстрирует необходимость более бдительно относиться к своим домыслам, особенно учитывая нашу всеобщую склонность преувеличивать личностный аспект взаимодействия, даже когда это неуместно и нецелесообразно.

Не менее важен тот факт, что Чарли никогда бы не узнал о том, что его выводы оказались ложными, если бы честно не рассказал о своей обиде.

Столь же необходимо проверять свои предположения: если бы Чарли проигнорировал мой вопрос о том, как у него дела, то недопонимание могло бы вырасти в нечто гораздо худшее. Вот почему так важно говорить людям о том, что они обидели нас, и чем скорее, тем лучше, и говорить внятно, чтобы они услышали и поняли. Если конфликт основан на ложных предположениях, наше молчание может нанести куда больший вред, чем сам инцидент.

Далее я представлю вам практические методы снятия ложных предубеждений и повышения взаимопонимания. Зачастую наши ложные представления основаны на страхах касательно того, что о нас думают люди, поэтому первые две категории Манифеста «Меньше», страх и предубеждения, идут рука об руку. Разбираясь с собственными страхами и предубеждениями, мы повышаем уровень доверия к другим людям, увеличиваем продуктивность в работе, поддерживаем гармонию отношений в семье и сообществах и даже делаем гармоничнее окружающий мир. Чем меньше у нас страхов и ложных предубеждений, тем легче нам контролировать свои мысли и эмоции, объединять рациональный и интуитивный аспекты своей личности и повышать свою способность любить других и самих себя, и хотя любовь и доверие, казалось бы, не связаны с продуктивностью, без них многого не добьешься.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: