Поведения детей с конфликтными проявлениями
(в сумме по группе), усл. ед.
№ п/п | Параметры поведения | До занятий | После занятий |
Движение к подзывающему взрослому Движение от взрослого Конфликтные локомоции с победой положительной тенденции Конфликтные локомоции с победой отрицательной тенденции Конфликтные локомоции с уравновешиванием противоположных тенденций Положительные эмоции Отрицательные эмоции Конфликтные эмоции с преобладающей положительной окраской Конфликтные эмоции с преобладающей отрицательной окраской Стремление к физическому контакту Эмоционально окрашенные действия (гладит, отталкивает, кокетничает) Вовлечение взрослого в игру или совместную предметную деятельность Отказывается выполнять поручение взрослого Выполняет просьбу медленно, нехотя и не до конца Выполняет просьбу взрослого быстро, охотно и до конца П р и м е ч а к и е. * — р<0,05. | —2 —7 — 120 — 129 —4 | 463* — 1 7* 0* 0* 1190* — 10* 20* — 1* 2* 60* 134* — 1 64* |
тельно изменялся: он становился бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причем и с разными взрослыми, и со сверстниками. Некоторые изменения отражены в табл. 5, составленной Т. М. Сорокиной [1977] по данным, полученным ею в ходе специальных контрольных проб до начала занятий и после их окончания.
|
|
В поведении детей исчезли или резко ослабились
прежняя конфликтность, от стремления к физическому
контакту дети перешли к практическому сотрудничеству
с взрослым. Наблюдения показали, что отмеченные из
менения произошли благодаря прогрессу предметной
4* 99
деятельности детей и быстрому их переходу от примитивных манипуляций к процессуальным играм.
Следовательно, понимание решающей роли взрослых в обогащении коммуникативной потребности детей позволяет эффективно влиять на развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте.
Но как совершается смена форм общения в обычных обстоятельствах?