Интерактиваня сторона общения – это компоненты, связанные с взаимодействием, т.е. организацией обмена действиями, формами и нормами действий, реализация группой общей деятельности. (Г.М. Андреева).
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации, сотрудничества);br> 2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
6) минимизация различий в выигрышах (равенство).
Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.
|
|
Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области.
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество - направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).
2. Противодействие - предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).
3. Компромисс - реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость - предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства.