Сущность и значение привычек

Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Основное отличие заключается в том, что навык — это умение совершать автоматизирование, т.е. без специального контроля сознания, те или иные операции, а привычка — это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Так, например, ребенок овладел таким навыком, как мытье рук. Однако этого мало — важно, чтобы у него выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, после прогулки, перед сном. Привычки побуждают человека поступать определенным образом; как и навыки, они могут быть полезны и вредны. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу же закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Чтобы выработать желательную привычку, необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения, действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Привычка и навык во многом сходны — при­вычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стерео­типы. Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привычных дейст­вий, у него возникают неприятные переживания, чувство неудов­летворения. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычка от умений и навыков отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части. Однако сформировавшиеся привычки освобождают сознание для выполнения продуктивной стороны деятельности.

Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домаш­него обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность.

Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях вос­питания могут формироваться и отрицательные, вредные привыч­ки: грубость, употребление вульгарных выражений, сквернословие, привычка употреблять слова-паразиты («значит», «так сказать», «и так далее»), привычная лень, курение, привычка каприз­ничать, упрямиться.

Усвоение ребенком навыков и привычек начинается с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и аффективных состояниях. Навыки детей легко переходят в привычки, которые уже в этом возрасте отличаются чертами, близкими взрослым:

- привычные действия возникают в определенное время или в определенных условиях;

- невозможность проявить привычку вызывает неудовольствие, которое у ребенка выражается в плаче. Поэтому важно уже с самого начала не давать повода для образования нежелательных привычек, предупреждая сочетания нежелательных действий с положительными эмоциями.

Воспитание положительных привычек, как и борьба с отрицательными привычками школьников, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение, поощрение) и торможение других (через осуждение, порицание, выговор). Очень важен личный пример учителя, которому часто стремиться подражать ученик. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, так как порой он просто не замечает ее.

Учитель начинает вырабатывать у школьников положительные привычки с первых дней обучения в школе. В частности, уже в I классе надо постепенно формировать привычку работать организованно, соблюдая определенные условия, порядок.

Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места. Мы наблю­дали этих учащихся и во время урока: у них сформирована привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он быстро решил задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик — новичок в классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с недоумением и осуж­дением. Все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте.

У некоторых учащихся начальной школы могут проявляться антигигиенические привычки — сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после еды. Проявляются отрицательные привычки и в обращении детей друг с другом — употребление бранных и грубых слов, передраз­нивание товарищей, гримасничанье. Подобные привычки нередко встречаются и у более старших школьников.

Учитель, если он видит, что у школьника появляется отри­цательная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления: ведь повторение — это основа выработки привычки. Учитель осуждает проявление отрицательной привычки и создает общественное мнение коллектива (хотя из педагогических соображений иногда это делать нецелесообразно и следует ограничиться индивидуаль­ной работой с учеником). Учитель учит школьника, что надо делать, как заменить отрицательную привычку положительной. Обращаясь к нравственным чувствам ученика, убеждая его во вредности привычки, вызывая у школьника отрицательные эмоции в связи с привычкой, учитель формирует у воспитанника стрем­ление самому изжить отрицательную привычку, создает обосно­ванное желание бороться с ней, помогает ему проявлять соответ­ствующие волевые усилия. Воспитанию положительных привычек у детей способствуют общественное мнение, мнение товарищей, стиль работы классного коллектива, общественный контроль.

И, разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных при­вычек и предупреждению и искоренению отрицательных.

Основные понятия и ключевые слова: знания, навыки, умения, привычки, упражнения, интерференция, перенос навыков, навыки: двигательные, познавательные, теоретические и практические, привычки: гигиенические (бытовые) и нравственные.

Рекомендованная литература:

1. Абумханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1990.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.; Изд-во МГУ, 1966.

4. Выготский Л.С. Психология. Генезис высших психических функций. – М. 2000.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М. ЧеРо, 1997.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.

7. Загальна психологія / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. – К.: Либерь, 2005. – с. 464

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение знаниям.

2. В чем проявляется навык?

3. Какие происходят изменения в структуре действия по мере формирования навыка?

4. Что понимается под упражнением при формировании навыка?

5. Какие существуют типы кривых упражнений при формировании навыка?

6. В чем заключается сущность интерференции и переноса навыков?

7. Дайте определение умению.

8. Чем отличаются умения от навыков?

9. Какие существуют типы умений и навыков?

10. Дайте определение привычек.

11. Какие существуют виды привычек?

12. Каковы условия формирования положительных и торможение отрицательных привычек?

Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к определению знаний?

А) потребности совершать те или иные автоматизированные акты;

Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В) информация о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов теоретической и практической деятельности;

Г) полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

2. Какое утверждение относится к определению навыка?

А) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

Б) полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

В) информация о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов теоретической и практической деятельности;

Г) потребности совершать те или иные автоматизированные акты.

3. К какому утверждению относятся моторный компонент навыка?

А) зрительный контроль над выполнением движения заменяется мускульным;

Б) ряд частичных мелких движений сливается в единый акт, в одно сложное движение;

В) внимание освобождается от восприятия способов действий и переносится главным образом на обстановку и результаты действий.

4. К какому утверждению относится сенсорный компонент навыка?

А) внимание освобождается от восприятия способов действий и переносится главным образом на обстановку и результаты действий;

Б) ряд частичных мелких движений сливается в единый акт, в одно сложное движение;

В) зрительный контроль над выполнением движения заменяется мускульным.

5. К какому утверждению относится компонент центрального регулирования?

А) зрительный контроль над выполнением движения заменяется мускульным;

Б) внимание освобождается от восприятия способов действий и переносится главным образом на обстановку и результаты действий;

В) ряд частичных мелких движений сливается в единый акт, в одно сложное движение.

6. Какое высказывание относится к определению умения?

А) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

Б) полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

В) информация о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов теоретической и практической деятельности;

Г) потребности совершать те или иные автоматизированные акты.

7. Что относится к двигательным умениям?

А) направлены на создание определенного продукта;

Б) включают разнообразные операции, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности;

В) включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминаем и переработкой информации;

Г) связаны с абстрактным интеллектом и проявляются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории и др.

8. Что относится к познавательным умениям?

А) включают разнообразные операции, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности;

Б) связаны с абстрактным интеллектом и проявляются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории и др.;

В) направлены на создание определенного продукта;

Г) включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминаем и переработкой информации.

9. Что относится к теоретическим умениям?

А) связаны с абстрактным интеллектом и проявляются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории и др.;

Б) включают разнообразные операции, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности;

В) направлены на создание определенного продукта;

Г) включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминаем и переработкой информации.

10. Что относится к практическим умениям?

А) включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминаем и переработкой информации;

Б) связаны с абстрактным интеллектом и проявляются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории и др.;

В) направлены на создание определенного продукта;

Г) включают разнообразные операции, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности.

11. Какое высказывание относится к привычкам?

А) полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

Б) потребности совершать те или иные автоматизированные акты;

В) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

Г) информация о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов теоретической и практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: