Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.
В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положе-
ны восемь принципов управления качеством. Ниже изложено содержание
этих принципов всеобщего управления качеством.
Принцип 1.
Ориентация (или фокус) на потребителя.
В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потреби-
телей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производст-
во. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных
требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.
Принцип 2.
Лидерство.
Лидерство – ключевой принцип системы менеджмента качества, без
которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием,
руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК – это
области деятельности, где необходимо лидерство.
|
|
С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответствен-
ности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только
взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреп-
лять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между
взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему
полномочиями.
Принцип 3.
Вовлечение персонала.
Вовлечение персонала на практике означает систематическую воз-
можность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации
управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство от-
ветственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творче-
скому труду.
Следствие такого подхода – принцип отказа от идеи наказания. Со-
трудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента.
Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной
культуры.
Принцип 4.
Процессный подход.
Все виды деятельности в организации рассматриваются как процес сы. Процессы – это логически упорядоченные последовательности шагов
(работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные
данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгорит-
мах, и это дает возможность использования информационных технологий 6
для визуализации процессов и полученных результатов для своевременно-
го принятия управленческих решений.
Принцип 5.
Системный подход.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности,
постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места,
с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение
|
|
по xoдy дела. Этот принцип предполагает представление организации как
системы взаимодействующих динамических процессов.
С системным подходом связана и проблема оценивания результатов
деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал фи-
нансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям
следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показа-
тели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала
роста фирмы и квалификации персонала.
Система таких показателей называется сбалансированной системой
показателей.
Принцип 6.
Непрерывное улучшение.
При систематическом улучшении процессов постепенно появляется
возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет
растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены
ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к сни-
жению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют
цепной реакцией Деминга.
Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования
его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект
непрерывного совершенствования – это обучение персонала.
Принцип 7.
Подход к принятию решений на основе фактов.
Принимать решения на основе фактов – значит отличать достоверные
факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода – измерения,
производимые для получения данных о процессах, и одновременно накап-
ливание информации, которая постепенно превращается в знания.
Принцип 8.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщика-
ми, получивших название комэйкершип – «Вместе сделаем, вместе выиг-
раем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об
управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действи-
тельно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним – дело долгое и
дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с постав-
щиками.
В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:
• прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
• планирование повышения качества продукции;
• нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
• разработка и постановка продукции на производство;
• технологическая подготовка производства;
• организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
• обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
• контроль качества и испытания продукции;
• профилактика брака в производстве;
• внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
• сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
• стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
• внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
• технико-экономический анализ изменения качества продукции;
• обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
• специальная подготовка и повышение квалификации кадров.