Принцпы и функции управления качеством

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.

В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положе-

ны восемь принципов управления качеством. Ниже изложено содержание

этих принципов всеобщего управления качеством.

Принцип 1.

Ориентация (или фокус) на потребителя.

В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потреби-

телей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производст-

во. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных

требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

Принцип 2.

Лидерство.

Лидерство – ключевой принцип системы менеджмента качества, без

которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием,

руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК – это

области деятельности, где необходимо лидерство.

С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответствен-

ности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только

взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреп-

лять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между

взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему

полномочиями.

Принцип 3.

Вовлечение персонала.

Вовлечение персонала на практике означает систематическую воз-

можность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации

управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство от-

ветственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творче-

скому труду.

Следствие такого подхода – принцип отказа от идеи наказания. Со-

трудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента.

Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной

культуры.

Принцип 4.

Процессный подход.

Все виды деятельности в организации рассматриваются как процес сы. Процессы – это логически упорядоченные последовательности шагов

(работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные

данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгорит-

мах, и это дает возможность использования информационных технологий 6

для визуализации процессов и полученных результатов для своевременно-

го принятия управленческих решений.

Принцип 5.

Системный подход.

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности,

постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места,

с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение

по xoдy дела. Этот принцип предполагает представление организации как

системы взаимодействующих динамических процессов.

С системным подходом связана и проблема оценивания результатов

деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал фи-

нансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям

следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показа-

тели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала

роста фирмы и квалификации персонала.

Система таких показателей называется сбалансированной системой

показателей.

Принцип 6.

Непрерывное улучшение.

При систематическом улучшении процессов постепенно появляется

возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет

растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены

ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к сни-

жению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют

цепной реакцией Деминга.

Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования

его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект

непрерывного совершенствования – это обучение персонала.

Принцип 7.

Подход к принятию решений на основе фактов.

Принимать решения на основе фактов – значит отличать достоверные

факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода – измерения,

производимые для получения данных о процессах, и одновременно накап-

ливание информации, которая постепенно превращается в знания.

Принцип 8.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщика-

ми, получивших название комэйкершип – «Вместе сделаем, вместе выиг-

раем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об

управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действи-

тельно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним – дело долгое и

дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с постав-

щиками.

В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:

• прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

• планирование повышения качества продукции;

• нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

• разработка и постановка продукции на производство;

• технологическая подготовка производства;

• организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

• обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

• контроль качества и испытания продукции;

• профилактика брака в производстве;

• внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

• сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

• стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

• внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

• технико-экономический анализ изменения качества продукции;

• обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);

• специальная подготовка и повышение квалификации кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: