Что отличает форму правления от формы государственного устройства?

Нередко выпускники считают эти понятия синонимами, что неверно.
Понятием «форма правления» обозначается порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти, их отношения друг с другом и с гражданами. Выделяются республиканская и монархическая формы правления (каждая со своими разновидностями). А под «формой государственного устройства» понимается национально-территориальное устройство страны, т. е. принципы административного деления, полномочия центральных и местных органов власти, взаимоотношения отдельных частей государства друг с другом и центром и т. п. Формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Формы правления по способу организации власти, ее источнику делятся на монархии и республики. Существуют две основные разновидности монархической формы правления: абсолютная монархия, в которой власть наследственного правителя ничем не ограничена; конституционная монархия, в которой полномочия монарха ограничены рамками конституции. Последняя, в свою очередь, может иметь форму дуалистической монархии (монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь в незначительной степени законодательной) или парламентской монархии (монарх, формально считаясь главой государства, обладает преимущественно представительскими функциями).
В республике источником власти считается народ, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская, смешанная.
Отличительной чертой парламентской республики является формирование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и формальная ответственность правительства перед парламентом. Хотя председатель правительства (премьер-министр, канцлер и т. п.) в условиях парламентской республики может не являться формальным главой государства (часто им является президент), реально – он первое лицо в политической иерархии, а полномочия президента ограничиваются представительскими и церемониальными функциями (его положение сходно с положением монарха в парламентских монархиях – «царствует, но не правит»).
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней является главой государства, а зачастую совмещает статус главы государства и главы правительства, а также верховного главнокомандующего вооруженными силами страны. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет представительские функции, обеспечивает работу государственного аппарата, координирует деятельность различных ветвей власти, гарантирует соблюдение конституции страны, соблюдение прав граждан и многое другое.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Парламент может ограничивать деятельность президента с помощью законов и бюджета, процедуры импичмента, а президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а в ряде ситуаций – правом распустить парламент и объявить новые выборы.
Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: