Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон «Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология - учение о познании.
Онтология - учение о бытие.
Бытие - мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.
Виды познания:
- 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
- Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
- Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
- Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
|
|
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
- 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
- Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
- Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое)
- Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
- аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью