Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение
Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
- Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
- Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
- материальное производство (ВГО)
- социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
- научный эксперимент.
Функции практики:
- практика- источник познания
- практика – основа познания
- практика – цель познания
- практика – критерий истины.
Пути познания:
- 1. Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный
- 2. Научный
Паранаука - околонаучное знание
Особенности научного познания:
- стремится к максимальной объективности
- стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
- Использует особый научный язык
- использует особые методы
Уровни научного познания:
1.э мпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)
2. теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна)
Методы научного познания:
- наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
- эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
- воображение. Теоретические методы.
- выдвижение гипотез
- построение теоретических моделей
Направления в развитии научных знаний:
- постепенное накопление- НТП
- научная революция (Энштейн)