По-русски | Қазақша | English |
Изнурительная жара | Қалжырататын ыстық, ыстықтан әлсіреу | the heat is trying / sweltering |
Сводка – сводная информация (оперативная сводка; сводка новостей; сводка затрат) | Мәлімет, хабар | summary; report |
Пресса – газеты и журналы | Баспасөз | the press, the printed media |
Досуг – свободное время | Бос уақыт | leisure, leisure-time, spare time |
Растяжимый | Созылған, шубалаңқы | tensile; extensible; expansibleloose concept |
Застой (находиться в бездействии) | Тоқырау, істің тоқырауы | stand too long; remain inactive too long; be in want of activity |
Промежуток | Ара, аралық | period / space / stretch of time; spell |
Напрасный – тщетный | Босқа, текке, зая | vain hope; vain ́ useless ́ fruitless effort |
Рваться к небу – мечтать о чем-то возвышенном | Армандау, қыялға берілу | they dream of a better life |
СРС № 8 | Письменно ответьте на данные ниже вопросы в форме небольшого сочинения (эссе). |
Как вы проводите свободное от учебы время?
Имеются ли поблизости от вашего общежития клуб, кинотеатр, библиотека, спортивные площадки, удовлетворены ли вы их работой?
Каковы возможности для занятий физической культурой и спортом?
Удается ли вам в воскресные дни отдохнуть всей группой?
Как вы организуете свой досуг?
СРС № 9 | Прочитайте текст. Выполните задания после текста. Перескажите текст. |
На берегу большого океана жил Камень. Он смотрел на полёты чаек, на шум прибоя и очень тосковал. Это был грустный Камень. А грустил он потому, что умел мечтать. Его друзья, тоже камни, не понимали его. Они только смеялись над ним и шушукались друг с другом за его спиной. Другие камни целый день только и делали, что нежились на солнце и рассказывали свежие сплетни.
У Камня была странная мечта. Он хотел плавать. Все знали об этом, и Камень часто слышал злые шутки от своих соседей.
- Ну как? — ехидно спрашивали они его каждое утро. — Ешё не уплыл?
И весь берег начинал хохотать.
Проходили дни, месяцы, годы. Некоторые камни уносило штормом, некоторые приносило. А Камень всё ждал и верил в свою мечту. Он видел сны, как он уплывёт далеко-далеко и увидит страны, о которых ему рассказывали чайки.
Чайки считали Камень сумасшедшим, но любили откладывать яйца рядом с ним. Ведь он был очень тёплым камнем.
Однажды ночью Камень проснулся от какого-то шума. Этот шум шёл от него самого. «Тук — тук!» — что-то стучало внутри него. В тревоге он пошевелился. Пошевелился!!!
Только сейчас он понял, что сбылась его мечта. Внутри у него билось сердце, он мог ходить! Осторожно, медленно он подошёл к воде. Океан мягко принял, поднял его и понёс в свои бескрайние просторы.
Пришло утро.
- Ну как? Ещё не... — и вдруг все заметили, что Камня нет.
- Неужели уплыл? — спросил маленький Камушек.
- Ерунда! Его просто унесло волной, — сердито сказал старый Валун.
Так все и решили, хотя знали, что ночью был штиль и на море не было ни одной волны.
Только маленький Камушек смотрел в даль горизонта и мечтал отправиться за Камнем.
А Камень плыл всё дальше и дальше. Он был первым, вернее — первой. Первой на Земле Черепахой.
Задания: 1. Объясните слова и словосочетания:
шум прибоя, шушукаться, нежиться на солнце, сплетня, бескрайние просторы.
2. Как вы думаете, для чего слова Камень, Камушек, Валун автор пишет с большой буквы?
3. Вы были когда-нибудь на море? Вам понятно описание автором морского побережья? Что бы вы могли добавить к этому?
Литература
1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —
2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.
2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186
3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с
4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.
6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.
7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.
8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.
9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.
Активный раздаточный материал – АРМ №53 Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень: 2 Практическое занятие Лексическая тема: По одежке встречают... Грамматическая тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида. Ассоциированный профессор Абилова Батжамал Айкеновна |
Задание 1. Послушайте пословицы и поговорки. Скажите, какой смысл в них вкладывает говорящий?