Глоссарий

По-русски Қазақша English
Изнурительная жара Қалжырататын ыстық, ыстықтан әлсіреу the heat is trying / sweltering
Сводка – сводная информация (оперативная сводка; сводка новостей; сводка затрат) Мәлімет, хабар summary; report
Пресса – газеты и журналы Баспасөз the press, the printed media
Досуг – свободное время Бос уақыт leisure, leisure-time, spare time
Растяжимый Созылған, шубалаңқы tensile; extensible; expansibleloose concept
Застой (находиться в бездействии) Тоқырау, істің тоқырауы stand too long; remain inactive too long; be in want of activity
Промежуток Ара, аралық period / space / stretch of time; spell
Напрасный – тщетный Босқа, текке, зая vain hope; vain ́ useless ́ fruitless effort
Рваться к небу – мечтать о чем-то возвышенном Армандау, қыялға берілу they dream of a better life
СРС № 8 Письменно ответьте на данные ниже вопросы в форме небольшого сочинения (эссе).

Как вы проводите свободное от учебы время?

Имеются ли поблизости от вашего общежития клуб, кинотеатр, библиотека, спортивные площадки, удовлетворены ли вы их работой?

Каковы возможности для занятий физической культурой и спортом?

Удается ли вам в воскресные дни отдохнуть всей группой?

Как вы организуете свой досуг?

СРС № 9 Прочитайте текст. Выполните задания после текста. Перескажите текст.

На берегу большого океана жил Камень. Он смотрел на полёты чаек, на шум прибоя и очень тосковал. Это был грустный Камень. А грустил он потому, что умел мечтать. Его друзья, тоже камни, не понимали его. Они только смеялись над ним и шушукались друг с другом за его спиной. Другие камни целый день только и делали, что нежились на солнце и рассказывали свежие сплетни.

У Камня была странная мечта. Он хотел плавать. Все знали об этом, и Камень часто слышал злые шутки от своих соседей.

- Ну как? — ехидно спрашивали они его каждое утро. — Ешё не уплыл?

И весь берег начинал хохотать.

Проходили дни, месяцы, годы. Некоторые камни уносило штормом, некоторые приносило. А Камень всё ждал и верил в свою мечту. Он видел сны, как он уплывёт далеко-далеко и увидит страны, о которых ему рассказывали чайки.

Чайки считали Камень сумасшедшим, но любили откладывать яйца рядом с ним. Ведь он был очень тёплым камнем.

Однажды ночью Камень проснулся от какого-то шума. Этот шум шёл от него самого. «Тук — тук!» — что-то стучало внутри него. В тревоге он пошевелился. Пошевелился!!!

Только сейчас он понял, что сбылась его мечта. Внутри у него билось сердце, он мог ходить! Осторожно, медленно он подошёл к воде. Океан мягко принял, поднял его и понёс в свои бескрайние просторы.

Пришло утро.

- Ну как? Ещё не... — и вдруг все заметили, что Камня нет.

- Неужели уплыл? — спросил маленький Камушек.

- Ерунда! Его просто унесло волной, — сердито сказал старый Валун.

Так все и решили, хотя знали, что ночью был штиль и на море не было ни одной волны.

Только маленький Камушек смотрел в даль горизонта и мечтал от­правиться за Камнем.

А Камень плыл всё дальше и дальше. Он был первым, вернее — первой. Первой на Земле Черепахой.

Задания: 1. Объясните слова и словосочетания:

шум прибоя, шушукаться, нежиться на солнце, сплетня, бескрай­ние просторы.

2. Как вы думаете, для чего слова Камень, Камушек, Валун автор пишет с большой буквы?

3. Вы были когда-нибудь на море? Вам понятно описание автором мор­ского побережья? Что бы вы могли добавить к этому?

Литература

1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186

3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с

4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.

6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.

7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.

8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.

9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.

Активный раздаточный материал – АРМ №53 Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень: 2 Практическое занятие Лексическая тема: По одежке встречают... Грамматическая тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида. Ассоциированный профессор Абилова Батжамал Айкеновна

Задание 1. Послушайте пословицы и поговорки. Скажите, какой смысл в них вкладывает говорящий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: