Случай в трамвае

По улице ехал трамвай. В вагоне было много народу. На остановке в трамвай вошли ещё четверо: человек в военной шинели, старушка с мешком, мужчина в серой кепке и последним в вагон вошёл бедно одетый юноша с книгами в руках. Растерянно глядя на кондуктора, он долго искал в карманах деньги на билет и радостно улыбнулся, когда, наконец, нашёл десять копеек.

Из вагона почти никто не выходил. И вот гражданин в серой кепке заметил, что человек в военной шинели потихоньку лезет в карман к юноше с книгами. Он схватил его за руку и закричал:

- Держите вора!

Все заволновались, трамвай остановился, люди вышли из вагона на улицу. Толпа росла и шумела. Злее всех была старушка с мешком. Она махала руками перед носом жулика и кричала:

- И у кого хотел деньги украсть!..

Подошёл милиционер. Он потребовал у вора документы.

- Паспорта у меня нет, - смущённо сказал он. – Я писатель Аркадий Гайдар.

- Знаем мы таких писателей! – кричала старушка.

Все кричали за ней то же самое. Только один юноша с книжками не волновался и стоял спокойно.

- Кто вы такой? – ласково спросил его милиционер.

- Я приехал в Москву издалека, только вчера стал студентом медицинского института. Все деньги я истратил, а стипендию ещё не получил, – сказал юноша.

Тогда милиционер попросил студента посмотреть в карманах, не вытащил ли вор его документы. Юноша полез в карман и вдруг достал пятьдесят рублей.

- Это не мои деньги. У меня денег не было, – сказал он.

Все удивились. В первый раз видели вора, который кладёт деньги в карманы людей.

Милиционер попросил всех разойтись. Пошёл и Гайдар. Но злая старушка схватила его за рукав, достала из мешка самое большое яблоко и подала его Гайдару.

- Бери, добрый человек, – сказала она. – Бери, яблоко большое, и я не могу его потихоньку положить тебе в карман – ты всё равно заметишь.

(По П. Емельянову)

Задание 8. Составьте вопросы по тексту и скажите, можно ли охарактеризовать героя фразеологизмом и пословицей, данными ниже.

Человек с большой буквы – человек, достойный уважения, отличающийся высокими моральными качествами.

Добрый и честный человек – сила нашего сердца (таджикская пословица)

Задание 9. Прочитайте выразительно стихотворение.

Благодарить?... Благодарить.. Благодарить? Благодарить... За боль? За боль еще важнее! Простить обидчика? Простить... Он слаб и в страхе. Ты сильнее. Принять скорбящего? Принять его все скорби и тревоги... Поднять упавшего? Поднять... Он твой собрат. Один из многих. Благословить? Благословить... И проклинающих? Их тоже... Любить жестокий мир? Любить... Его спасти любовь лишь может... Галина Есаулова
Грамматический комментарий! Глаголы совершенного и несовершенного вида Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.
____________________ ______
строитьдом обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение построить дом обозначает завершенный процесс и даже конечный результат (дом).
Вывод: глаголы различаются грамматически видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? строить). Второй – совершенного (что сделать? построить). Приставка по - участвует в выражении грамматического значения совершенного вида.

Задание 10. Подберите к глаголамбесприставочные видовые пары. Запишите их и передайте в рисунках значения этих глаголов.

Позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить

Задание 11. Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида:

делать, фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить, готовить, делить.

Задание 12. Образуйте однократные глаголы совершенного вида с помощью суффикса – ну (ть).

Несовершенный вид

махать –... мелькать –...

прыгать –... толкать –...

касаться –... скрипеть –...

стучать –... стрелять –...

чихать –... качать –...

Лексический тренинг! «Учить – ум точить». Решите задачу.
"Как можно пронести воду в решете?" Придумайте свои задачи.
"Два отца и два сына нашли три апельсина. Разделили поровну. Сколько досталось каждому?"  
"Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их?"  

 Тесты для самоконтроля

1. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

a) люблю, придумал, работать

b) заснул, открыть, бегу

c) вспомнить, покормил, прошелся

d) вылез, зажмурюсь, подрабатывал

2. Укажите предложение с глаголом совершенного вида.

a) Куда уходит детство, в какие города?

b) На листву, как на чудо, я гляжу благодарно.

c) Листья желтые над городом кружатся.

d) Белая береза под моим окном принакрылась снегом…

3. В каком предложении глагол несовершенного вида?

a) Знаете ли вы украинскую ночь?

b) О муза, расскажи торжественный поход.

c) Петя проболел всю зиму.

d) Свесилась сосулька прозрачная, капнет вот-вот.

4. В каком предложении глагол не имеет видовую пару?

a) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

b) Многие книги дарят нам радостные минуты.

c) Он хочет научиться всему хорошему.

d) Конь бежит — земля дрожит, из ноздрей дым валит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: