Публичная власть как атрибут государства

Понятие власти

Власть можно охарактеризовать как воздействие на кого-либо или на что-либо. Это воздействие есть влияние (на мнение, поведение, состояние и т.п.), но не всякое влияние есть власть. Сам факт воздействия, например, в форме приказа, еще не является достаточным основанием для признания какого-либо влияния властью.

Представители разных наук определяют власть по-разному:

= юристы и политологи говорят о политической и государственной вла­сти,

= естествоиспытатели - о власти физических законов, о власти (в определенных границах) человека над природой,

= философы - о вла­сти объективных законов общества,

= социологи - о власти обществен­ного мнения,

= экономисты - о власти хозяйственной,

= психологи - о власти человека над самим собой (под последней подразумевается самообладание, способность контролировать свои поступки) и т. п.

В сфере научного определения этого понятия можно выделить шесть направлений:

бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведе­ния, изменяющий поведение других);

телеологические (характеризующие власть как достижение определенных целей);

инструменталистские (рассматривающие власть как возмож­ность использования определенных средств, в частности насилия);

структуралистские (считающие власть отношением особого рода между управляющими и управляемыми);

конфликтные (сводящие власть к возможностям принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуа­циях);

определяющие власть как влияние на других.

Для того чтобы влияние стало властью требуется убежденность отдающего приказ в том, что он имеет на это право и подчинение воле, выраженной в приказе того, кому он адре­суется. В этом суть отношения власти.

Природа власт­ных отношений в обществе имеет двойственный характер:

во-первых, власть в обществе представ­ляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов,

во-вторых, органи­зацию совместной деятельности людей для достижения общих целей.

Понятие «власть» применимо только к отношениям между людьми, в качестве объекта и субъекта власти может выступать лишь человеческая личность, социальные группы или организации людей, обладающие волей и со­знанием.

Признаки отношений власти:

- наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

- приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выпол­нен, с угрозой санкции за неповиновение;

- общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится при­каз, должен его исполнить;

- подчинение воле, выраженной в приказе.

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (источников власти).

В основе власти могут быть разные источники (ресурсы): право, авторитет, убеждения, традиции, насилие, манипуляции и др.

Публичная власть в обществе

Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым услови­ем функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.

Государственную власть, а точнее, аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью.

В науке нет одинакового понимания и однознач­ного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.

Наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, отличающей ее от догосударст­венной, первобытнообщинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В об­ществе не было людей, которые бы не занимались производительным тру­дом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производитель­ный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобыт­нообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государ­ственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

Властные функции осуществлялись как через систему органов само­управления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функ­ции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых ува­жаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принуди­тельными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

Современные научные знания новую форму происхождения государственной власти - так называемое вождество или чифдом (от англ. chiefdom – вождество, главенство). В связи с этим раннеклассовое государство некоторые ученые называют предгосударством или государство–чифдом.

Власть вождя, предводителя общины формируется путем выборности, особенно в период военных действий (военных походов, защиты от нападений и т.д.). Выбрать вождя могла вся община или военная дружина, которая формируется и сплачивается вокруг военного предводителя.

В этих условиях могло происходить отчуждение власти от общины, рода, племени дружины, ее узурпация ограниченным числом лиц или одним лицом. Происходит изменение военно-демократических форм организации власти в военно-иерархические структуры, в вождество. Власть вождя перерастает впоследствии в государственную власть, если процесс формирования военно-иерархических структур идет параллельно с формированием раннеклассового государства (расслоением общества на классы, новые производственные формы деятельности, появление чиновников-управленцев, разных видов собственности, становление храмов как центров религиозной жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось в государстве Древней Спарты.

Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях перво­бытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних эта­пах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим призна­кам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общест­венная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат на­силия и принуждения.

Любое общество, являясь всеобъемлющим коллективом в государственных границах, имеет свою внутреннюю структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Несмотря на то, что все эти разнообразные силы имеют цели, выражающие интересы определенных слоев общества и групп населения, они не могут обеспечить целевую, заранее заданную направленность деятельности в интересах всего общества. Разнообразие составляющих общество субъектов приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты. Для сохранения единства общества и его нормального функционирования как целостного организма такие противоречия необходимо разрешать.

Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития общества в нем появляются определенные структуры, которые и занимаются этими вопросами. В связи с этим, в обществе предполагается наличие субъекта и объекта управления и существование между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование о степени выполнения приказа).

В отличие от других существующих форм управления государственная власть носит публичный характер. Особенность публичной власти состоит в том, что она возникает не в любом коллективе людей, как-то семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными отношениями. Публичная власть непосредственно связана с асимметрией общества и с общими интересами, на определенном этапе приобретающими общественный характер. Поэтому публичная власть и возникает в государстве и имеет особенности: по территории воздействия, по полномочиям, по количеству людей, от имени которых они действуют. Эти различия находят свое отражение в формах управления.

Если посмотреть на окружающую нас действительность можно заметить, что власть вмешивается во все стороны жизни общества, иногда устанавливая обязательную идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя и интимные стороны человеческих отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей в семье – КНР).

Публичная власть выполняет следующие функции:

Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

Сбор и обработка информации;

Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

Контроль и учет.

Государственная власть занимает особое место в силу только ему присущих свойств:

♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.

♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: