Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

Общие закономерности возникновения государства

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

- разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

- политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

- психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

- идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

- Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

- Население прикрепляется к определенной территории;

- Наличие территории;

- Налоги, на которые существовало государство.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

- Европейский путь происхождения;

- Восточный путь.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Признаки гос-ва – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.

К ним относятся:

1) Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;

2) Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма - общества;

3) Публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.).

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:

в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

Отличие государства от общественной власти родового строя.

Основные формы возникновения государства:

1. Восточная (Индия, Пакистан, Китай), которой характерно огромная территория, государственная собственность преобладает над частной собственностью, проведение сельскохозяйственных работ;

2. Классическая (Рим, Афины), которой характерно расслоение общества на классы;

3. Германская, которой характерны насильственные действия сил одной территории в отношении другой.

Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его в этом вопросе.

4. Монопольное право государства на правотворчество.

Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство - это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.

Теории происхождения государства.

Сущность исторических процессов формирования государства у разных народов обусловлено то, что в науке сформулированы ряд теорий по вопросу объяснения универсальных причин появляется государство. Однако каждая из этих теорий представляет собой субъективный взгляд ученых на проблему происхождения государства.

Различают следующие теории происхождения государства:

1. Теологическая (божественная, религиозная) теория.

Представители: средневековый ученый-философ Аквинский, Августин.

Согласно данной теории государство и право созданы богом, но он не указал конкретных лиц, осуществляющих власть, конкретные методы, формы правления. Однако государство должно воплощать в себе те характеристики, которые свойственны данной религии.

2. Патриархальная теория.

Представители: Аристотель, Михайловский.

Согласно данной теории государство рассматривается как продукт и результат развития семьи, ее разрастания. Власть правителей в государстве отождествляется с властью главы семьи, т.е. она является продолжением отцовской власти.

3. Договорная теория.

Представители: голандский ученый Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Радищев.

По данной теории государство есть результат соглашения между людьми, которым стало втягость их естественное свободное состояние и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы.

4. Теория насилия.

Представители: Дюринг, Гумплович.

Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство - результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие - это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие - господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.

5. Органическая теория.

Представитель: Г. Спенсер - английский ученый.

Согласно данной теории государство - результат социальной эволюции, который является разновидностью органической эволюции. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные так и в обществе происходит естественный отбор, который определяет зарождение государства.

6. Психологическая теория.

Представитель: Петражицкий, Коркунов.

Данная теория объясняет происхождение государства, исходя из особенностей человеческой психики. Предполагается, что с одной стороны, психике индидиа свойственно стремление подчиняться выдающимся авторитетными личностям, а с другой стороны, в человеке очень сильно агрессивное начало, поэтому государство создается в результате удовлетворения первой потребности и подавления человеческой агрессии.

7.  Марксисткая (классовая ) теория.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.

Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: