С5. Назовите любые три характеристики общества как динамической системы.
· целостность,
· состоит из взаимосвязанных элементов,
· элементы изменяются с течением времени (постоянные изменения в жизни общества),
· меняет характер взаимосвязи между системами,
· меняется система в целом.
С5. Укажите четыре отличия человека от животного.
· сложно организованный мозг,
· членораздельная речь,
· прямохождение,
· совершенство руки как производящего орудия,
· способность производить орудия труда и использовать их,
· способность к творческой деятельности,
· целеполагание,
· самосознание.
С5. Назовите любые три уровня развития способностей человека.
· задатки,
· способности,
· одаренность,
· талант,
· гениальность.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
· под личностью подразумевается индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности
· каждый человек ценен для общества, прежде всего, своими социально-значимыми качества, которые характеризуют личность,
· чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами – разумом, самосознанием, способностью нести ответственность за свои поступки действия
С5. Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности.
· врожденные анатомо-физиологические особенности,
· особенности социального окружения,
· социальные нормы, принятые в обществе,
· принципы воспитания,
· ценности группы, в которые входит ребенок и с которой себя отождествляет.
|
С6. К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.
· неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке),
· формальные отношения в школе (отношения с учителями, классным руководителем),
· неформальные отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом).
С6. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими людьми. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека (в каждом случае назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).
· овладение речью под влиянием общения в семье,
· складывание системы ценностей под влиянием межличностных отношений и совместной деятельности,
· усвоение традиций социальной группы под влиянием участия в национальных праздниках.
|
С7. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
В случае согласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы:
· понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли),
· на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди,
· под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
В случае несогласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы:
· чтобы «являться» личностью, недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию,
· проявлять себя ка личность – значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность),
· деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» (сформулируйте три суждения).
· определение человека как существа культурного (общественного, социального), а не только биологического,
· объяснение различий в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»,
· указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми) в развитии личности,
· суждение о том, что речь (сознание, мышление) человека может развиваться только в общении с другими людьми (только в обществе).
|