Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
|
|
· рост жизненного уровня;
· развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
· возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).