В научном познании существует пять специальных форм,неразрывно связанных между собой единой внутренней логикой:
· проблема – возникающее в ходе развития научного познания теоретическое или практическое затруднение, требующие решения. Научное исследование начинается с постановки проблемы, которая задает его направление;
· факт – особое предложение, фиксирующее эмпирическое содержание. Факты всегда ищут в ходе решения проблемы, их смысл выявляется только в определенном теоретическом контексте, сами по себе они не обнаруживают своего содержания, на основе фактов строятся другие формы научного познания;
· гипотеза – научное предположение, неопределенное с точки зрения его истинности. Непосредственным материалом гипотезы являются факты, гипотеза всегда носит вероятностный характер, не должна противоречить фактам и уже известным законам, если она подтверждается, то превращается в теорию;
· концепция – определенный способ понимания, трактовки, основная идея, руководящий принцип для систематического освещения объекта. Концепция может быть переходной формой от гипотезы к теории, на одном и том же фактическом материале могут быть построены взаимоисключающие концепции (в особенности это характерно для исторического познания, в котором существует множественность интерпретаций имеющихся фактов);
|
|
· теория – в широком смысле – комплекс идей, направленных на объяснение объекта; в узком, специальном смысле – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Основные требования к теории – это объективность, системность, эссенциализм. Теория включает в себя: исходные предпосылки построения, эмпирический фундамент (совокупность определенных фактов), ядро – совокупность неопровержимость положений, выводы, следующие из ядра, и логические принципы построения теории.
В научном познании выделяют три уровня:
· эмпирический;
· теоретический;
· метатеоретический.
СРАВНЕНИЕ | ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
Цель | Сбор фактов, в них фиксируются количественные характеристики объектов | Объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов |
Получение знания | Опыт (эксперимент) | Абстрактное мышление |
Связь с действительностью | Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта | Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта |
Глубина | Ограничение сферой явлений | Ориентация на движение к сущности |
Абстрактность | Конкретный чувственный материал | Создаются гипотезы, модели, теории |
Законы | Эмпирические законы фиксируют устойчивую повторяемость явлений в опыте | Теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются |
Методы | Существуют чисто эмпирические методы | Существуют только теоретические методы |
Существуют две линии их взаимосвязи:
|
|
· эмпирическое – теоретическое: теоретические выводы невозможны без фактов, эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня;
· теоретическое – эмпирическое: теоретическая нагруженность фактов состоит в том, что они раскрывают свой смысл только в теоретическом контексте. Поиск фактов происходит при наличии теоретической цели (проверка гипотезы). Теоретический уровень в значительной степени управляет эмпирическим.
Метатеоретический уровень непосредственно в научном познании не задействован, но создает для него необходимые интеллектуальные предпосылки:
· философские принципы (прежде всего, принцип материального единства мира и принцип всестороннего анализа);
· философские понятия (вероятность, случайность и др.);
· философские методы мышления – диалектика и метафизика;
· идеалы и ценности научного познания.
Философия выполняет по отношению к науке четыре функции:
· эвристическая – философия способствует росту научного знания, создает предпосылки научных открытий, многие философские понятия участвуют в создании научных теорий и остаются в их составе после возникновения теории;
· координирующая – сложный объект может изучаться методами разных наук, необходима координация методов и способов объяснения, основанием для этого служит философский принцип всестороннего анализа;
· интегрирующая – поскольку мир является целостным, и знание о нем должно быть таким же, это воплощается в научной картине мира, основанием которой является философский принцип материального единства мира;
· логико-гносеологическая – частные науки не занимаются методологией, разработкой процедур мышления, им в этом помогает философия: многие научные методы и принципы изначально были обоснованы философией.