Формы, уровни и методы научного познания

В научном познании существует пять специальных форм,неразрывно связанных между собой единой внутренней логикой:

· проблемавозникающее в ходе развития научного познания теоретическое или практическое затруднение, требующие решения. Научное исследование начинается с постановки проблемы, которая задает его направление;

· фактособое предложение, фиксирующее эмпирическое содержание. Факты всегда ищут в ходе решения проблемы, их смысл выявляется только в определенном теоретическом контексте, сами по себе они не обнаруживают своего содержания, на основе фактов строятся другие формы научного познания;

· гипотезанаучное предположение, неопределенное с точки зрения его истинности. Непосредственным материалом гипотезы являются факты, гипотеза всегда носит вероятностный характер, не должна противоречить фактам и уже известным законам, если она подтверждается, то превращается в теорию;

· концепцияопределенный способ понимания, трактовки, основная идея, руководящий принцип для систематического освещения объекта. Концепция может быть переходной формой от гипотезы к теории, на одном и том же фактическом материале могут быть построены взаимоисключающие концепции (в особенности это характерно для исторического познания, в котором существует множественность интерпретаций имеющихся фактов);

· теорияв широком смыслекомплекс идей, направленных на объяснение объекта; в узком, специальном смыслевысшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Основные требования к теории – это объективность, системность, эссенциализм. Теория включает в себя: исходные предпосылки построения, эмпирический фундамент (совокупность определенных фактов), ядро – совокупность неопровержимость положений, выводы, следующие из ядра, и логические принципы построения теории.

В научном познании выделяют три уровня:

· эмпирический;

· теоретический;

· метатеоретический.

СРАВНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Цель Сбор фактов, в них фиксируются количественные характеристики объектов Объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов
Получение знания Опыт (эксперимент) Абстрактное мышление
Связь с действительностью Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта
Глубина Ограничение сферой явлений Ориентация на движение к сущности
Абстрактность Конкретный чувственный материал Создаются гипотезы, модели, теории
Законы Эмпирические законы фиксируют устойчивую повторяемость явлений в опыте Теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются
Методы Существуют чисто эмпирические методы Существуют только теоретические методы

Существуют две линии их взаимосвязи:

· эмпирическое – теоретическое: теоретические выводы невозможны без фактов, эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня;

· теоретическое – эмпирическое: теоретическая нагруженность фактов состоит в том, что они раскрывают свой смысл только в теоретическом контексте. Поиск фактов происходит при наличии теоретической цели (проверка гипотезы). Теоретический уровень в значительной степени управляет эмпирическим.

Метатеоретический уровень непосредственно в научном познании не задействован, но создает для него необходимые интеллектуальные предпосылки:

· философские принципы (прежде всего, принцип материального единства мира и принцип всестороннего анализа);

· философские понятия (вероятность, случайность и др.);

· философские методы мышления – диалектика и метафизика;

· идеалы и ценности научного познания.

Философия выполняет по отношению к науке четыре функции:

· эвристическая – философия способствует росту научного знания, создает предпосылки научных открытий, многие философские понятия участвуют в создании научных теорий и остаются в их составе после возникновения теории;

· координирующая – сложный объект может изучаться методами разных наук, необходима координация методов и способов объяснения, основанием для этого служит философский принцип всестороннего анализа;

· интегрирующая – поскольку мир является целостным, и знание о нем должно быть таким же, это воплощается в научной картине мира, основанием которой является философский принцип материального единства мира;

· логико-гносеологическая – частные науки не занимаются методологией, разработкой процедур мышления, им в этом помогает философия: многие научные методы и принципы изначально были обоснованы философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: