Научное познание (наука) – особая сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Главная функция науки – гносеологическая – раскрыть объективные закономерности действительности.
Современная наука выполняет четыре роли:
· форма общественного сознания (мировоззрения) – отражает действительность с помощью специфических (теоретических) представлений;
· форма духовного производства – это система создания нового знания;
· социальный институт – познание осуществляет специфический коллективный субъект – научное сообщество;
· непосредственная производительная сила общества – научные знания имеют широкое практическое применение.
Непосредственными целями науки являются:
· описание – фиксация видимых (количественных) характеристик объекта;
· объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта;
· предсказание – обоснованный прогноз будущего состояния объекта.
|
|
Сравнение | Объяснение | Понимание |
Определение | Обнаружение сущности изучаемого объекта | Раскрытие смысла изучаемого объекта |
Виды | По механизму: через собственный закон или по аналогии. По направленности: · атрибутивное – обнаружение неотъемлемых качеств объекта; · субстанциальное – нахождение основы существования объекта; · генетическое – раскрытие причин существования объекта; · функциональное – раскрытие функций изучаемого объекта; · структурное – раскрытие строения объекта | Формы донаучного понимания: · освоение языка; · понимание другого через сопереживание; · понимание социальных норм и символов. Научное понимание – это интерпретация: · историческое – прошедших эпох; · филологическое – перевод и истолкование текстов, иноязычных метафор; · социально-гуманитарное – других культур; · естественнонаучное – микрообъектов, правил построения теории |
Особенности научного познания:
· особая подготовка познающего субъекта;
· наличие специальных способов обоснования истинности знания;
· особая организация процесса познания: во-первых, субъектом является научное сообщество, во-вторых, существуют специальные процедуры и правила;
· осознание применяемых методов;
· рефлексивность – размышление над собственной деятельности (существует философия и методология науки, как раздел философии).
Требования к научному знанию:
· объективность – независимость от субъективных оценок и впечатлений;
· рациональность – опора на обоснованные разумом принципы познания;
· эссенциализм – направленность на раскрытие сущности объекта;
|
|
· системность – строгая организация знания (теория и картина мира);
· достоверность (проверяемость) – знания должны быть обоснованными;
· универсальность – знание и процедуры его получения едины для всех;
· фрагментарность – целостная картина мира – через изучение сегментов;
· незавершенность – не претендует на обладание абсолютной истиной;
· преемственность – новые результаты часто опираются на предыдущие;
· критичность – постоянный пересмотр полученных результатов.