Специфика научного познания

Научное познание (наука)особая сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Главная функция наукигносеологическая – раскрыть объективные закономерности действительности.

Современная наука выполняет четыре роли:

· форма общественного сознания (мировоззрения) – отражает действительность с помощью специфических (теоретических) представлений;

· форма духовного производства – это система создания нового знания;

· социальный институт – познание осуществляет специфический коллективный субъект – научное сообщество;

· непосредственная производительная сила общества – научные знания имеют широкое практическое применение.

Непосредственными целями науки являются:

· описание – фиксация видимых (количественных) характеристик объекта;

· объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта;

· предсказание – обоснованный прогноз будущего состояния объекта.

Сравнение Объяснение Понимание
Определение Обнаружение сущности изучаемого объекта Раскрытие смысла изучаемого объекта
Виды По механизму: через собственный закон или по аналогии. По направленности: · атрибутивное – обнаружение неотъемлемых качеств объекта; · субстанциальное – нахождение основы существования объекта; · генетическое – раскрытие причин существования объекта; · функциональное – раскрытие функций изучаемого объекта; · структурное – раскрытие строения объекта Формы донаучного понимания: · освоение языка; · понимание другого через сопереживание; · понимание социальных норм и символов. Научное понимание – это интерпретация: · историческое – прошедших эпох; · филологическое – перевод и истолкование текстов, иноязычных метафор; · социально-гуманитарное – других культур; · естественнонаучное – микрообъектов, правил построения теории

Особенности научного познания:

· особая подготовка познающего субъекта;

· наличие специальных способов обоснования истинности знания;

· особая организация процесса познания: во-первых, субъектом является научное сообщество, во-вторых, существуют специальные процедуры и правила;

· осознание применяемых методов;

· рефлексивность – размышление над собственной деятельности (существует философия и методология науки, как раздел философии).

Требования к научному знанию:

· объективность – независимость от субъективных оценок и впечатлений;

· рациональность – опора на обоснованные разумом принципы познания;

· эссенциализм – направленность на раскрытие сущности объекта;

· системность – строгая организация знания (теория и картина мира);

· достоверность (проверяемость) – знания должны быть обоснованными;

· универсальность – знание и процедуры его получения едины для всех;

· фрагментарность – целостная картина мира – через изучение сегментов;

· незавершенность – не претендует на обладание абсолютной истиной;

· преемственность – новые результаты часто опираются на предыдущие;

· критичность – постоянный пересмотр полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: