· абсолютная – это полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания;
· относительная – неполное, не исчерпывающее знание об объекте, которое может быть уточнено, конкретизировано в ходе развития познания.
Существуют разногласия по вопросу их соотношения:
· догматизм – учение, преувеличивающее абсолютность в истине (существуют незыблемые истины), недооценивающее относительность истины;
· релятивизм – учение, отрицающее возможность получения абсолютной истины и утверждающее относительность всех истин;
· диалектика – с одной стороны, абсолютная истина является результатом накопления и синтеза относительных истин, с другой стороны, в любой относительной истины имеется элемент абсолютной, в противном случае относительная истина не была бы истиной вообще.
Заблуждение – это противоположность истины, ошибочное знание, воспринимаемое субъектом как истинное. Заблуждение всегда имеет непреднамеренный характер и возникает как результат трудностей, возникающих в процессе познания. В отличие от заблуждения ложь – это преднамеренное и целенаправленное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Проблема критериев истины решается в зависимости от того, о какой концепции истины идет речь:
· в классической концепции – это соответствие;
· в конвенциональной концепции – согласие;
· в когерентной концепции – самоочевидность, непротиворечивость;
· в прагматистской концепции – полезность;
· в марксистской концепции – практика является целью, основанием, движущей силой познания и критерием истины.
Тема 5. научное познание
Специфика научного познания.
Формы, уровни и методы научного познания.
Концепции философии науки XX века.
Наука и общество.