По глубине отражения действительности истина бывает

· абсолютная – это полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания;

· относительнаянеполное, не исчерпывающее знание об объекте, которое может быть уточнено, конкретизировано в ходе развития познания.

Существуют разногласия по вопросу их соотношения:

· догматизм – учение, преувеличивающее абсолютность в истине (существуют незыблемые истины), недооценивающее относительность истины;

· релятивизм – учение, отрицающее возможность получения абсолютной истины и утверждающее относительность всех истин;

· диалектика – с одной стороны, абсолютная истина является результатом накопления и синтеза относительных истин, с другой стороны, в любой относительной истины имеется элемент абсолютной, в противном случае относительная истина не была бы истиной вообще.

Заблуждениеэто противоположность истины, ошибочное знание, воспринимаемое субъектом как истинное. Заблуждение всегда имеет непреднамеренный характер и возникает как результат трудностей, возникающих в процессе познания. В отличие от заблуждения ложьэто преднамеренное и целенаправленное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Проблема критериев истины решается в зависимости от того, о какой концепции истины идет речь:

· в классической концепции – это соответствие;

· в конвенциональной концепции – согласие;

· в когерентной концепции – самоочевидность, непротиворечивость;

· в прагматистской концепции – полезность;

· в марксистской концепции – практика является целью, основанием, движущей силой познания и критерием истины.

Тема 5. научное познание

Специфика научного познания.

Формы, уровни и методы научного познания.

Концепции философии науки XX века.

Наука и общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: