Учебный год, 6семестр

Бакалавриат 050100.62 – Педагогическое образование

(профиль «История»)

Очно-заочная форма обучения

Выполнение эссе:

«Концепция политической модернизации Ирана (конец XIX начало ХХ вв.)»

Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить с учётом, того, что при всех возможных вариантах определения «модернизации» как термина, главным содержанием «политической модернизации» для Ирана, как и других восточных стран, является достижение на ее основе сокращения разрыва в уровнях развития с западными странами, используя, главным образом, их опыт. В связи с этим необходимо рассмотреть предпосылки к политической модернизации Ирана:

1. Иран после блестящего периода Сефевидов уже к концу ХVIII в. обнаруживает следы слабости политической системы.

2. В начале ХIХ в. уже существует отчетливое осознание модернизации, прежде всего, как усовершенствование военно-экономической области на основе использования европейского опыта.

3. Главным фактором повышения интенсивности экономического развития иранского общества оставалось лишь качество государственного управления. Зависимость европейской цивилизации, хотя и не такая сильная, от этого субъективного фактора, пусть с трудом, но к ХVIII в. была преодолена, а иранской - нет.

4. Экономическая модернизация в Иране была связана только с инициативами государственной власти.

5. Попытки модернизации практически одинаковы по времени и направлениям в Иране и Османской империи: турецкие реформы «танзимата» и иранские реформы Таги-хана.

6. Политико-экономическая модернизация в Европе была тесно связана с религиозной реформацией, но в мусульманских странах она проводилась на основе сужения действий исламских правил, а также за счет различного толкования так называемых вторичных исламских норм, прямо не прописанных в Коране.

7. Широкую возможность для интерпретации исламских принципов предоставлял шиизм с его правом на иджтихад (суждение в Исламе на основании Священного Корана и Сунны)

8. В отличие от других исламских стран в Иране была в этот же период предпринята попытка религиозной модернизации, зародившийся в недрах шиизма бехаизм, пытался подобно протестантизму, облегчить промышленно-финансовую модернизацию. Бехаизм потерпел поражение, но оказал большое влияние на общественную мысль Ирана с точки зрения возможности и необходимости использовать европейские инструменты развития.

9. Таги-хан попытался ускорить экономическое развитие страны путем внедрения капиталистических форм предпринимательства с использованием достижений европейских стран и защиты тех традиционных элементов, которые по убеждению реформатора, еще не исчерпали своих потенциальных возможностей. Падение Мирзы Таги-хана, которое означало отказ от дальнейшего углубления реформ, можно считать рубежом, за которым иранская система показала свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе.

10. Общепризнанной (даже со стороны духовенства) являлось признание модернизации только как заимствование технических достижений, не изменяя при этом собственные культурно-религиозные ценности.

11. В Иране процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно, зависел не столько от объективных потребностей развития, сколько от такого субъективного фактора, как желания шаха проводить необходимые реформы.

12. В отличии от Турции, где султан был и халифом, реальная способность шаха и его правительства реализовать планы модернизации в значительной степени зависела от позиции высшего духовенства, которое не было единым, не имело общего руководителя и могло составлять оппозицию шахским реформам. Так, например, из-за позиции духовенства были свернуты реформы Таги-хана.

13. В 1906-1907 гг. Иран принимает первую Конституцию, начинает работать парламент

(меджлис),

14. Меджлис принимает первые законы, ориентирующиеся на западные правовые нормы.

15. В начале ХХ века в Иране возникает партийная система, что можно расценивать как проявление политической модернизации, а также и попытки законодательной модернизации.

Исходя, из всего изложенного необходимо найти концепцию модели «догоняющего развития» для Ирана с учётом того, что её можно применить и для других стран Азии и Африки. При этом эти модели могут достаточно сильно отличаться друг от друга, но, тем не менее, все они опираются на общие тенденции экономического и политического развития, характерные для процесса глобализации, который пока инициируется западным миром.

Выполнение данного задания способствует развитию самоанализа по обобщённой схеме, который включает в себя знание фактического материала и умение реконструировать историческую ситуацию на любые регионы мира, но необходимо помнить, что все страны Азии и Африки – полиэтничные. Изучать историю этих стран без учета этого фактора значит давать неадекватную картину действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: