Парцелляция труда отдельных семей и частная собственность постепенно превращали эгалитарную общину в общину бедных и богатых, знатных и незнатных. Социальная стратификация и имущественное неравенство превращали общину в стратифицированное общество. Происходит обособление управленческой функции в обществе. Появляется прослойка людей, главной задачей которых являлось управление. Существует масса примеров, когда даже на соседних островах, где производство было неразвито, даже вождь участвовал в нем, а где оно развито, не только вождь, но и его родственники и приближенные не участвовали в технологическом процессе.
На западе возникла теория взаимной эксплуатации: обособление управления закономерный и справедливый процесс, так как это одна из сложнейших функций. Однако можем ли мы говорить, что все получали равноценное вознаграждение за равные усилия? Этнография говорит о непропорциональности распределения вознаграждения.
Отношения эксплуатации в первобытном обществе очень завуалированы. По форме это может быть взаимопомощь, а по сути – эксплуатация.
|
|
Формы ранней эксплуатации в поздней первобытности:
1. Рабство. Это домашнее, патриархальное рабство. Достаточно мягкое отношение к рабу, непостоянство его статуса. До появления прибавочного продукта смысла в рабстве никакого не было. Пленного человека или приносили в жертву или он становился через обряды членом рода. С появление экономической выгоды рабы жили в доме хозяина и выполняли различные функции по дому. Однако раб ел за одним столом с господином, если он женился на свободной, то освобождался, рабство не было наследственным. Но раб обладал низким социальным статусом. Второсортность постепенно кодифицировалась. Патриархальное рабство трансформировалось в классическое.
2. Данничество. Побежденные облагались данью, носила коллективный характер.
3. Внутриобщинная форма. Принцип непропорционального услугообмена, т.е. за услугу должник возвращал больше, чем брал, при этом традиции взаимопомощи соблюдались.
Вопрос №50