Социальный институт религии

Религия всегда находилась в центре внимания социологии. Существовали различные точки зрения на сущность этого социального института. Эдуард Тейлор: Религия родилась из представлений о бессмертной душе («анимизм»). «Натуризм» (Альберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер и др.): Религия возникла из вынужденного поклонения физическим природным силам. Э. Дюркгейм: «Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует». Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и придающее им уверенность, необходимые в жизни. Религия во-первых, социально - детерминированное явление; во-вторых, воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности; в-третьих, явление, имеющее функциональные социальные последствия, т.е. явление, удовлетворяющее определенные социальные потребности. Религия — особая форма выражения тех общественных сил, которые подчиняют себе индивидов. Бог верующих лишь «фигуральное выражение общества». Религия — символическая система, система знаков, в которой социологический анализ должен увидеть реальность, служащую ее базисом, т. е. общество. Главные функции религии: общественная интеграция, порождение (генезис) культуры, трансляция культуры (воспроизводящая), дисциплинарная (принуждения и контроля), эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия). Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные. Цель негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма. Задача позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру.Классификация религий на основании их различного отношения к миру. Для конфуцианства характерно приятие мира; для буддизма, напротив, характерны отрицание и неприятие мира; ислам, христианство, зороастризм принимают мир на условиях его улучшения и исправления.

От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религиозной этики к сфере политики, вообще к власти и насилию. Проблема спасения — одна из центральных в религиозной этике. Классификация религий в зависимости от того, какие пути спасения они предлагают. Возможны два основных варианта: спасение через собственные действия (буддизм) и спасение с помощью посредника — спасителя (иудаизм, ислам, христианство). В первом случае методами спасения являются либо ритуальные культовые действия или церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о ближних в конфуцианстве), либо, наконец, самоусовершенствование. Во втором случае (спасение через спасителя) — также несколько вариантов спасения: во-первых, через институционализацию (принадлежность к церкви как условие спасения в католицизме); во-вторых, через веру (иудаизм, лютеранство); в-третьих, через милость предопределения (ислам, кальвинизм).

Современная социология о религии.

В основе любой религии лежат:

1. Анимизм (вера в вечную жизнь бессмертной души)

2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных и нематериальных предметов и явлений)

3. Магия (вера в возможность общения со сверхъестественным, влияния на него)

Элементами религии являются:

1. группа верующих в единый символ веры;

2. интерес к явлениям, которые считаются членами данной группы священными и сверхъестественными;

3. специфическая система верований, обычно содержащаяся в священном тексте (книге, совокупности книг);

4. образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (обряды, ритуалы);

5. представления о должном («праведном») образе жизни (религиозный кодекс поведения)

Функции религии

1. мировоззренческая (дает человеку достаточно целостную картину мира и его места в этом мире);

2. социализации (приобщает человека к высшим духовным ценностям и нормам);

3. социального контроля (обеспечивает конформное поведение);

4. психотерапевтическая (помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни);

5. интеграционная (отражение и укрепление общественных связей);

6. стратификационная (поддерживает господство одних групп общества над другими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: