Образование — формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим.
Э. Дюркгейм:
Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру
В качестве ее основных элементов можно выделить:
1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,
2. социальные общности (педагоги и учащиеся),
3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость
|
|
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс правил учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Система образования включает: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием. В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения. На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.
|
|
В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Образование – мощное средство социального контроля. В большинстве стран мира среднее образование считается обязательным. По закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в них людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола. Образование способствует развитию демократии, поскольку ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. Процесс образования состоит не только в подготовке учащегося к определенному виду деятельности, он оказывает влияние на статус человека в обществе.
Образование способствует восходящей социальной мобильности. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Диплом становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования.
Функции образования.
1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования.
4. Социальное и культурное изменения.
Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности.