Понятие и формы существования культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

- духовные потребности;

- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);

- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);

- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);

- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);

проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:

национальная – мировая;

светская – религиозная;

восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

сельская – городская;

обыденная – специализированная;

высокая (элитарная) – массовая – народная

1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление

2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

рост жизненного уровня;

развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: