| План части С | Содержание | Примечания |
| Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована) | ??? Эти вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Волнуют они и автора предложенного текста. В нём говорится … | Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. |
| Комментарий к проблеме | Рассматривая данную (социальную, философскую…) проблему … на примере …, писатель (публицист) говорит нам о том, что …. С одной стороны, он привлекает наше внимание к …. С другой – заставляет задуматься над …. | В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте. |
| Позиция автора | Я считаю, что суть позиции автора заключена в следующем: … | Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы. |
| Собственное мнение | Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, … | Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д. |
| Аргументация собственного мнения (помни об антиаргументах!) | Каждый из нас может привести немало аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых, …. Во-вторых, …. | Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора. |
| Вывод | Как видим, писатель (публицист, академик, ФИО …) затрагивает важные проблемы жизни и предлагает различные способы их решения. |
| План части С | Содержание | Примечания |
| Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована) | Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, волнует проблема … | Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. |
| Комментарий к проблеме | Рассматривая проблему на примере жизни одного из своих героев, (ФИО автора) обращает наше внимание на то, что … Автор отмечает, что …, и подчёркивает … | В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте. |
| Позиция автора | Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована весьма чётко: … | Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы. |
| Собственное мнение | Я разделяю точку зрения автора, потому что, во-первых, …, во-вторых, … | Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д. |
| Аргументация собственного мнения | Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. В повести (романе, рассказе) (ФИО автора, название) поднимается эта же проблема и предлагаются подобные пути её решения. Так, … И в жизни мы не раз становимся свидетелями ситуаций, подобных этой: … | Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора. |
| Вывод | Обобщая сказанное, можно сделать вывод… |
| План части С | Содержание | Примечания |
| Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована) | Статья (ФИО) рассматривает так хорошо известную нам всем проблему … | Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. |
| Комментарий к проблеме | Комментируя её, сразу хочется сказать, что она касается не только героев данного текста, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдётся человек, который никогда в жизни не сталкивался с этой проблемой. И в данном отрывке … | В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте. |
| Позиция автора | Решая данную проблему, автор приходит к следующему выводу: …. | Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы. |
| Собственное мнение | Должен согласиться: (ФИО) прав, утверждая, что … Я тоже считаю, что … | Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д. |
| Аргументация собственного мнения | Попытаюсь проиллюстрировать свою точку зрения. В литературе немало примеров, подтверждающих позицию автора. Так. В (название, автор) … Кто из нас не сталкивался в реальности с ситуацией, когда … | Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора. |
| Вывод | Как видим, автор сумел заметить насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя. |






