Концепция опережающего образования

Идея опережающего образования принадлежит известному российскому ученому, президенту между­народной академии ноосферы, профессору А.Д. Урсулу [45] и является логическим следствием его философс­кого вывода о необходимости опережения бытия созна­нием в период перехода общества на модель устойчиво­го развития и формирования ноосферной цивилизации. Эта идея нашла определенное отражение и в националь­ном докладе России на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [19] и в док­ладах на этом Конгрессе ряда представителей российс­кой науки [18].

Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позво­лят им успешно адаптироваться, жить и работать в ус­ловиях наступающего XXI века. Таким образом, ориен­тация на будущееключевая идея опережающего образования.

При формировании концепции опережающего об­разования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми долж­ны обладать люди наступающего XXI века, но и, в пер­вую очередь, понять, какими именно качествами долж­ны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, исполь­зовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных сре­ди этих качеств можно выделить следующие [20]:

- ноосферное сознание;

- системное научное мышление;

- экологическую культуру;

- информационную культуру;

- творческую активность;

- толерантность;

- высокую нравственность.

Нам представляется, что именно эти качества лю­дей будущего должны обеспечить выживание и дальней­шее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опе­режающего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: