Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность обра­зовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разра­боток, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в россий­ской системе высшего образования могут служить Мос­ковский государственный институт экономики, статис­тики и информатики (МЭСИ), а также Пензенский технологический институт (ПТИ), функционирующий в составе Пензенского государственного университета.

Процесс создания системы комплексной информа­тизации ПТИ, по информации его ректора профессора В.Б. Моисеева, осуществлялся в течение шести лет, на­чиная с 1993 года, и в настоящее время находится на завершающей стадии. В институте этой системой охва­чены все факультеты и кафедры, как общеобразователь­ные, так и специализированные. Созданы четыре муль­тимедийных центра по информационной поддержке образовательного процесса, разработана и внедрена собственная методология и технология подготовки элек­тронных версий учебных программ и пособий, а также электронных учебников, доля которых в общем объеме используемых учебных материалов в 1999 году прибли­зилась к 90%. В институте функционирует центр под­ключения к международной информационной сети Internet, а также специальный класс для повышения ком­пьютерной подготовки преподавателей.

Переход на комплексную информатизацию потре­бовал от педагогического коллектива института не толь­ко профессиональной переподготовки, но и значитель­ной психологической перестройки, которую смогли осуществить не все преподаватели «старой школы» Некоторым из них пришлось в результате этого сменить место своей работы. Однако теперь, когда преподавате­ли ПТИ представляют собой сплоченный коллектив эн­тузиастов процесса информатизации, эффективность работы этого коллектива существенно возросла. По оценке ректора, экономия затрат времени преподава­телей на подготовку к занятиям возросла не менее чем на порядок.

Что же касается дальнейших перспектив развития педагогической информатики, то наиболее важным здесь представляется развитие методов и новых информационных технологий для целей развивающего образования. Эти методы должны содействовать развитию у обучаю­щихся таких качеств, как пространственное вооб­ражение, ассоциативная память, интуиция и других. Тем более, что быстро возрастающие функциональные харак­теристики средств информатики представляют для дос­тижения этих целей все новые и новые возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: