Основные направления формирования компонентов перспективной системы образования

Что же касается качественных сторон дальнейше­го развития системы образования, то здесь на первый план выступают проблемы его фундаментализации и преодоления существующей в настоящее время ра­зобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования, а также сложившейся в последние годы слишком узкой специализации многих учебных дис­циплин, их чрезмерной прагматической ориентации. Эти особенности существующей системы образова­ния затрудняют формирование у людей целостностных представлений о многих явлениях природы и общества и о закономерностях их дальнейшего раз­вития.

Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позво­лить людям самостоятельно находить и принимать от­ветственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех слу­чаях, когда сталкиваются с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные зна­ния и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.

Под термином фундаментализация в дальнейшем понимается существенное повышение качества обра­зования и уровня образованности людей, его получаю­щих, за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учеб­ного процесса.

Для достижения целей фундаментализации образо­вания представляется необходимым [44]:

1) переместить фокус внимания преподавателей и учащихся с проблемы изучения прагматических знаний на проблемы развития общей культуры человека на основе познания лучших достижений цивилизации, а также на формирование научных форм системного мышления;

2) изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы, помимо изучения ис­тории развития культуры общества и процесса форми­рования современной науки, которые безусловно не­обходимы для общего развития каждого человека, значительная часть времени уделялась выработке со­временных представлений о целостном содержании си­стемы наук, перспективах ее дальнейшего развития.

Другими словами, акцент должен быть сделан на изучении наиболее фундаментальных законов природы и общества в их современном понимании. С этой це­лью представляется целесообразным уже сегодня раз­работать и ввести в систему образования ряд новых учебных дисциплин, обобщающих последние достиже­ния фундаментальной науки в таких областях научного знания, как синергетика, глобалистика, ноосферология, теоретическая и социальная информатика, геополити­ка и безопасность, информационная безопасность и некоторые другие.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не опростомувеличении количества изучаемых дисциплин, а о формировании принципиально новых фундаменталь­ных учебных курсов для системы образования, ориенти­рованных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания;

3) сегодня представляется исключительно важным, чтобы специалисты любой квалификации имели хоро­шие экологические знания. Высококачественное все­общее экологическое образование позволит не только сформировать новые мировоззренческие установки, необходимые для людей XXI века, но также и более эффективно использовать профессиональные знания и практический опыт специалистов из самых разных сфер социальной практики для совместного решения многих экологических проблем современности;

4) нет никакого сомнения в том, что в перспектив­ной системе образования должны доминировать инфор­мационные компоненты. Ведь жить и работать выпуск­никам этой системы придется уже в информационном обществе, где приоритетную роль будут играть фунда­ментальные знания об информационных процессах в природе и обществе и новые информационные тех­нологии;

5) весьма важным и перспективным направлением развития системы образования должно стать широкое внедрение методов дистанционного обучения и само­образования на основе использования современных и перспективных информационных и телекоммуникаци­онных технологий средств удаленного доступа к рас­пределенным базам данных и знаний научно-техничес­кой и учебно-методической информации. Развитие этого направления является особенно важным для стран, имеющих обширную территорию. К числу та­ких стран относится и Россия.

Создание эффективных систем дистанционного обучения в таких странах не только существенным образом повысит доступность качественного образо­вания для значительной части их населения, но так­же и будет содействовать решению проблемы обра­зования для людей с ограниченной подвижностью, а для той части населения, которая по тем или иным причинам не может воспользоваться услугами систе­мы очного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: