Информатизация образования как фундаментальная проблема современности

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере обра­зования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Первые шаги в области информатизации образова­ния были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования несколь­ких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ инфор­матики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие — «компьютер­ная грамотность». Оно означало владение навыками ре­шения задач с помощью ЭВМ, а также понимание ос­новных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Пять лет спустя, в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образо­вания, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего об­щества [46]. В концепции подчеркивалось, что инфор­матизация образования — это «процесс подготовки че­ловека к полноценной жизни в условиях информацион­ного общества». При этом указывалось, что информа­тизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных техноло­гий, что она содействует ускоренному социально-эко­номическому развитию общества в целом.

В концепции справедливо отмечалось, что инфор­матизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необхо­димой материально-технической базы системы образо­вания. Его главные проблемы связаны с подготовкой педагогических кадров нового поколения и формирова­нием принципиально новой культуры педагогического труда.

Сегодня, по истечении почти десятилетнего перио­да развития процесса информатизации образования в России, можно отметить, что основные цели, направле­ния и этапы реализации этого процесса были определе­ны в концепции, в основном, правильно.

Если же говорить о современном состоянии процес­са информатизации образования в России, то можно отметить, что он развивается по следующим четырем основным направлениям.

1. Оснащение образовательных учреждений совре­менными средствами информатики и использова­ние их в качестве нового педагогического инстру­мента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного про­цесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начав­шись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагоги­ческая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные фор­мы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие об­разовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

2. Использование современных средств информати­ки, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образова­тельного процесса, обеспечения возможности уда­ленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации как в своей стране, так и в других странах мирового сообще­ства.

3. Развитие и все более широкое распространение ди­станционного образования — нового метода реали­зации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обес­печить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатиза­ции общества. Эти изменения сегодня ориентиру­ются не только на все большую общеобразователь­ную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриаль­ного информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих ус­ловий личных качеств и навыков.

Анализ перечисленных выше направлений разви­тия процесса информатизации образования показыва­ет, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономи­ческого и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-орга­низационную и социальную проблему.

Для решения этой проблемы необходимы скоорди­нированное и постоянное взаимодействие специалис­тов образования и науки, а также эффективная поддер­жка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В России сегодня существует определенное понима­ние фундаментальности, научной и социальной значимо­сти этой проблемы [47]. Свидетельством этому является создание в 1995 году новой научной общественной орга­низации — Академии информатизации образования. Сегодня эта академия насчитывает в своем составе око­ло 300 действительных членов и членов-корреспонден­тов, которые направляют свои усилия на создание науч­но-методической базы решения данной проблемы с учетом уже имеющегося международного опыта и дос­тижений отечественной науки.

Академия имеет более 10 региональных отделений, в состав которых входят ученые, представляющие как академический сектор науки, так и сферу образования. Главной опорой академии информатизации образова­ния в регионах России являются государственные уни­верситеты, которые и выполняют там функции научных центров исследования и практической апробации новых методов информатизации сферы образования.

Основным печатным органом Академии информа­тизации образования сегодня является журнал «Педа­гогическая информатика». В нем публикуются матери­алы ежегодных конференций этой академии, которые традиционно проводятся в одном из ее региональных отделений.

Хотелось бы также отметить ту важную роль, кото­рую играет в развитии информатизации образования федеральная целевая программа «Государственная под­держка интеграции высшего образования и фундамен­тальной науки на 1997—2000 годы» (ФЦП«Интеграция»), Так, например, в рамках этой программы реализуется се­годня научно-образовательный проект «Создание учеб­но-научного центра "Фундаментальная информатика" в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики».

В реализации этого проекта участвуют:

- Институт проблем информатики РАН (научный руково­дитель — профессор К.К. Колин);

- Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (научный руководитель — профессор Л.Г. Титарев);

- Ивановский государственный энергетический универси­тет (научный руководитель — профессор В.Н. Нуждин).

Координатором проекта и руководителем Учебно- научного центра «Фундаментальная информатика» яв­ляется профессор Ж.Н. Зайцева.

Проект имеет целью разработку и внедрение в си­стему высшего образования новых принципов изу­чения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины и по существу яв­ляется пилотным проектом в России, цели которого со­впадают с основными целями международного проек­та ЮНЕСКО «Информатика—2000», который был предложен автором данной монографии на II Между­народном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и инфор­матика» [21].

Ход реализации российского этапа этого проекта, который был начат в 1998 году, показывает, что его ре­зультаты могут быть использованы не только в системе экономического образования России, но также и в дру­гих сферах гуманитарного, технического и университет­ского образования, в том числе и в системе дистанцион­ного обучения. Проблема здесь заключается лишь в одном — в сохранении государственной финансовой поддержки этого проекта на уровне, который позволил бы привлечь к его реализации ученых и преподавате­лей из ведущих университетов России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: