И Действительно, обращаясь к данным истории, мы находим полное отверждение наших положений

Обратимся к фактам. xana а За^е истоРии> мы видим, столкновения групп носят беспощадный нЫх KRCn ^°бедители почти поголовно убивают или съедают побежден- и ™незии побежденные поголовно истреблялись, не исключая Дре Детей; те же сведения имеются о кафрах, краснокожих индейцах, Их ПеРсах, египтянах, евреях, греках, римлянах, магометанах и т. д.

^07. 5 ^Великолепный труд Штейнмеца "Die Philosophic des Krieges". Leipzig,

Затем мало-помалу начинают убиваться не все, а только наиб опасная часть побежденных. Прежде всего оставляется жизнь малень°Лее детям и женщинам как элементу, наиболее легко способному ассими ^ роваться с победителями. Женщины оставляются как производите^ ницы дальнейшего потомства, а дети усыновляются. Остальной ЛЬ* элемент убивается...

Переходя в дальнейшем к рабству как первому значительному фак слияния двух групп, посмотрим, какие меры употребляются здесь.

Победители уже не уничтожают поголовно побежденных, а уничтожа ют только часть их, наиболее опасную. Остальным же они оставляю жизнь, предписывая им определенные шаблоны поведения. Спрашиваете Т как же возможно заставить побежденных исполнять эти чуждые для них шаблоны? Говорить на первых порах о мирном и гуманном убеждении вести себя так, как предписывают победители, было бы, конечно, наивно

Не приводя многочисленных фактов, мы можем сослаться здесь на ряд трудов, и в частности на труд Штейнмеца "Die Philosophie des Krieges" (1907), где читатель и найдет соответственные факты. Штейнмец говорит, что только у немногих совершенно изолированных и захудалых первобытных групп нет войны, а вообще же "война обычное занятие" первобытных групп" (С. 56—57, 190).

Единственным средством подобного подчинения было не что иное, как принуждение, базирующееся на соединении мотивационного и дрес­сирующего влияния кар и наград. Жестокость, кнут, физические пытки, убийство в случае малейшего неповиновения, с одной стороны, подачки, милости и вообще те или иные наградные акты, — с другой, — вот те средства, которые практиковались в том или ином виде в таковых случаях. Только при их наличности возможно было присоединение группы побежденных к группе победителей и образование из двух или большего числа групп нового, более обширного агрегата.

Завоеванные и разделенные друг от друга рабы становились более жалкими и несчастными, чем домашние животные. Их господин мог их продать, изувечить, мучить и убить. Напуганные еще воспоминаниями об убийстве их родственников и сограждан, преступлениями, сожжением и разрушением их городов, осиротевшие и одинокие на земле, находя­ щиеся под постоянным дамокловым мечом, висящим над их головою, эти несчастные гнулись под тяжестью рабства и умирали, истощенные и покинутые.

Принимая различные формы в деталях — то форму разделения и распыления покоренных по различным местам, то форму перевода их с родных мест на новые места и т. д., — этот метод воздействия путем кар и наград был вначале единственно возможным и приложимым для сохранения покоренных в подчинении, иначе говоря, для образования единой группы из победителей и побежденных.

Кнут — вот символ рабства, хотя символ очень гуманный в сравне­ нии с теми карами, какие в это время имели здесь место. Достаточн было малейшего протеста, чтобы вызвать самые беспощадные кары.

Но с течением времени побежденные мало-помалу привыкали к т - му, что от них требовалось победителями. Холопство и рабство мал помалу становились все более и более привычными, как бы положенными на долю рабов. Старые вольности и традиции лись, и в результате через несколько поколений дрессирующее влияни кар и наград оказывало свое дело и... они становились излишними. ^

Если бы для кого-нибудь нужны были дальнейшие факты, можно было бы приводить до бесконечности. Стоит вспомнить, наП£0# мер, рост других восточных деспотий, расширение пределов Риме*

как и всякой другой, основание большинства государств и т. Я***1 бъ\ увидеть, что все это совершалось почти исключительно благо- д" Работе кар и наград.

дар* F говоря уже о прошлом, и теперь, если внимательно присмотреть- оюниальной политике крупных европейских государств, то нельзя ся к к гь в ней точного воспроизведения или проведения тех же принци- нС % теперь замирение и ассимиляция вновь покоренных стран цели- пов. оСНОВывается на соединенном действии мотивационного и дрес- к°М'Юшего влияния кар и наград, а не на факте добровольного, со- СЙ^тельного или бессознательного подражания. Первым проявлением зна метода воздействия карами и наградами служит факт оставления ЭТ°олько что занятой стране вооруженной силы (войска); вторым — бес- В Жадная кара всех протестантов и непокорных с целью прямого удале- бунтарей и, в "пример другим" ("дабы неповадно было"), доходя- шя и теперь очень часто до настоящих зверств; третьим — обещание, огументируемое расстрелами и штыками, и впредь также поступать со всяким, кто будет нарушать "богом установленные и гуманностью требуемые" законы победителей... Таков первый акт, представляющий применение на практике мотивационного влияния указанных рычагов. Второй акт растягивается на десятки лет: побежденные под влиянием такой "гуманности" волей-неволей принуждены исполнять приказы "бе­ лолицых дьяволов"; чем чаще они их исполняют, тем больше и больше привыкают и сживаются с ними, в то же время забывая свои обычаи. Наконец, наступает эпилог: благодаря долговременной дрессировке свои обычаи забыты, а чужие обычаи сделались своими. Так поступали и поступают Германия, Англия, Франция, Россия, Япония и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: