double arrow

Возьмите, далее, способы и характер распространения религии среди этих покоренных или вообще языческих народов

Для примера можно взять распространение ислама и христианства... Что первый из них обязан своему распространению не мирному подра­жанию, а главным образом насильственному вкоренению его путем оружия (следовательно, путем приложения мотивационного и дрессиру­ющего влияния кар и наград) — это несомненно, пускалась в ход как посюсторонняя, так и потусторонняя санкция. То же в общем приложи- мо и к христианству. Мне вспоминается факт обращения в христианство литовцев, которых "сманивали" креститься путем дарения новообра­щенным бус, крестиков, белой одежды и т. д. Наряду с этим вспоминает­ся и факт крещения новгородцев, кратко резюмированный в поговорке Добрыня крестил мечом", вспоминаются те многочисленные факты, христианам среди покоренного народа или низшего класса делались ^возможные льготы и давались привилегии, вспоминаются средневе­ковые религиозные войны, борьба различных сект, выполнявшаяся не с °Льк° путем аргументов и доводов, сколько путем силы и оружия Рактикованием карательно-наградных санкций, — и во всем этом Все Чти не вижу добровольного подражания, но зато прямо бьют в глаза влыо°ЗМ0жнейшие способы реализации мотивационно-дрессирующего яния кар и наград.

стр е вДаваясь в дальнейшие подробности, можно сказать, что распро- ннй,?НИе тех или иных нравов, обычаев, правовых и моральных воззре- ^Утов*107^108' Религи вообще расширение социально-солидарных Только И аССИМШ1ЯЦИЯ одной группы другой в прошлом возможно было гр ад ПРИ помощи мотивационно-дрессирующего влияния кар и на- *ание Не в СИЛУ только простого подражания. Мало того, даже "подра- в значи^ Мод5" — специфическое явление нашего времени — и то тельной степени основано на мотивационном давлении этих

рычагов. Каждый подражающий моде подражает в большинстве сл\/ не просто в силу слепого подражания, а в значительной мере сознат но, побуждаемый наградно-карательными мотивами. Желание вызеЛь" к себе интерес, зависть, стать центром внимания и т. д. — с 0 стороны, и желание избежать насмешек, иронии, пренебрежения и во** ще самошокирования в области ли убеждений, привычек, нравов ^ в области костюма, прически, "манер" и т. д. с другой, — Все импульсы играют едва ли не основную роль и в "моде — подражании*»[84]

Таким образом, кары и награды, действуя снизу и сверху, служ. ' теми рычагами, которые устанавливают и поддерживают общественн^ солидарность, которая на первых порах групповой жизни без них i могла бы существовать. А существовать она не могла бы потому,что ит^ неприспособленности членов группы к общественному бытию, при конЛ ликтном характере развития группы (неодновременной смены шабло нов) группа без их принудительной силы неминуемо бы распалась. И чем большей была эта опасность распыления, тем интенсивнее действовали эти рычаги: тем мучительнее, жестче были наказания и тем неограничен­нее были награды... С развитием общественной жизни, с постепенным смягчением привычек, изменяемых и уничтожаемых этими рычагами иначе говоря, с постепенным ростом общественного приспособления характер их становится все мягче и мягче, все ограниченнее и ограничен­нее, и можно думать, что в будущем они будут близки к уничтожению.

В процессе исторической смены различных шаблонов эти рычаги напоминают жернова, которые размалывают беспощадно и неумолимо все то, что попадает под их действие. Поэтому, может быть, и не так ошибались полицеисты XVIII века (Вольф, Юсти и др.), когда придавали важное значение этим жерновам в деле государственного воспитания широких масс. Подобно этому прав и Тард, когда говорит, что "покровительствен­ные и запретительные меры... остаются могущественным оружием в руках правительств, даже единственным, при помощи которого они могут свободно и быстро действовать на пользу выгодных для них индустрий и в ущерб тем, которые им кажутся не заслуживающими доверия. Полицейские и уголовные законы аналогичны запретительным пошлинам: умело направляемые твердой властью, они дают заметный результат, иногда скорее поверхностный, чем глубокий, но часто решительный"[85].

Но еще большим значение кар и наград станет в том случае, когда мы примем во внимание, что исходящие от государства или официальной власти карательно-наградные санкции далеко не исчерпывают область этих санкций. Как мы видели выше, они исходят и исходили как от коллективов, так и от индивидов, как от посюсторонней, так и от потусторонней власти. И совокупности этих однородных явлений мы в значительной степени обязаны всем нашим прогрессом, нашей культурой и цивилизацией.

Плохо бы, однако, нас поняли, если бы подумали, что мы являемс какими-то апологетами санкций. Во избежание этого недоразумея заявим, что к таким апологетам мы не принадлежим. Но это не мешз

тику-исследователю изучать явление так, как оно дано, и приписы- теор6 у те функции, которые оно действительно выполняло. Мы и ука­зав ^ а эту функцию, причем в термины "единство группы, солидар- зЫ&ае, ^ ^ ^ ^^ не вносим никакого оценочного элемента. Укрепление вОСТларности еще не значит восхождение с низшей морали на высшую. С°Л й)более сильная часть группы или более сильная группа имеет нормы дения и вообще культуру более низкую, чем побежденная часть, то, П°"ствуя путем кар и наград, она может принудить к более грубому ^изменному поведению побежденных, давно уже оставивших позади И бя эту ступень. В результате долгой дрессировки моральная совесть, ^ведение, нравы, обычаи и т. д. победителей и побежденных могут ься и 'сделаться одинаковыми, а следовательно, слияние двух групп одно органически целое тело будет достигнуто, но эта солидарность будет достигнута не повышением, а понижением культурного уровня. Вообще говоря, кары и награды — слепые силы. Они чисты и непорочны, как дева, но, как за деву, за них нельзя поручиться — какой они плод дадут. Характер этого последнего будет зависеть от того, от кого будут исходить санкции, против кого они будут направлены и какие цели достигаются ими. Если все эти условия положительны, то и плод может получиться хороший. Если они отрицательны, то и плод будет никуда не годным.

Нет сомнения в том, что было бы, конечно, лучше, если бы история человечества совсем не знала борьбы и конфликтов, проявляющихся внутри группы в виде междуиндивидуальных и официально-позитивных карательных и наградных актов, а вне группы в виде междугрупповых конфликтов — войн. Но такое состояние возможно было бы лишь тогда, когда социальная жизнь стояла бы на одном месте и не эволюционировала, или тогда, когда изменения внутригрупповых шаблонов поведения совер­шались бы одновременно и в одном направлении у всех членов группы, а равным образом слияние двух групп могло бы происходить мирным путем. Первое условие — совершенно невозможно и недопустимо.

Социальная жизнь в силу чисто механических причин, порождаемых самим фактом общения, не может стоять на одном месте и должна эволюционировать. А второе условие имелось бы налицо лишь тогда, когда люди с самого начала были бы "ангелами", поведением которых управлял бы всецело один разум. Но люди — не падшие ангелы... Напротив — ангельское состояние мыслимо как отдаленная цель буду­щего, как конечный результат продолжительной исторической дресси­ровки, совершавшейся в значительной степени механически, без какого бы то ни было целеполагания. Будучи вначале лишь разновидностью квотных со всеми животными свойствами, люди могли прогрессиро­вать также лишь наугад, случайно и стихийно.

Человечеству, находившемуся в таком состоянии, была поставлена епомерная задача. Ему было сказано: "Ты наделено всеми животными стинктами? тебе не дано ясного знания, тебе не дано и пастыря, который - к какой цели вести тебя и как нужно действовать, чтобы успешнее к ТигнУть этого желанного маяка.Ты предоставлено самому себе. Иди РУй Хочешь- Совершенствуйся — если можешь. Процветай и прогресси- 1лСЛИ ты это сделать в состоянии, если же не в состоянии — то погибай!" числ Чело*ечество все же не пбгибло. Ощупью, наугад, бесконечное *е ст- 0Ши^аясь> оставляя позади себя трупы и моря крови, оно все яМи ало на путь прогресса и жизни, а не на путь гибели, и с колебани- Но ЭС ОТКлонениями, с поворотами медленно пошло по этой дороге... ПрИшТо с™ило ему неисчислимых жертв и бесконечных страданий. МоглиЛОСЬдним "унавоживать" собой дорогу прогресса, чтобы другие пРойти по этой дороге. Нужно было выстроить из черепов одних

пирамиды, из их трупов — гирлянды, из их страданий — предмет заба чтобы другие могли жить и двигаться вперед. Нужны были убийства, чтс^1, понять их недопустимость, нужны были зверства и жестокости, чтоб сделаться гуманными и воспитать в себе сострадание и любовь. ОдНиЬ1 словом, нужны были беспощадные кары и награды, чтобы сделать ^ ненужными в дальнейшем. Когда люди были зверями—тогда необходи^ были зверства, когда они будут ангелами, тогда санкции исчезнут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: