Теории врачей, психиатров и психологов содержат одну и ту же ошибку. Долгое время эти люди пытались объяснить самоубийство

у- данные по профессионально-экономическим классам в: Sorokin Р. А.,

^merman С. Principles... Ch. 7.

не н ко Даже в таких незначительных флуктуациях каузальная роль сведена ДезопПОСредственно к экономическим факторам, как таковым, а к социальной запньИЗаЦИИ' пРоявлениями которой являются депрессии, банкротства и вне- из 1е экономические изменения, приводящие к последующей психосоциальной и нео ШИ п°Дтверждается тем фактом, что не только глубокая депрессия, но самоубИ^аННОе экономическое процветание часто сопровождаются увеличением вак>т ИИств- С Другой стороны, когда внезапные изменения экономики не вызы- АивидоОЦИальнУю дезорганизацию и не ведут к психосоциальной изоляции ин-

еделениеи частоту самоубийств по странам и регионам. Многие (дсПр ------ --------- ----- г--------------------------------- ~------ п — " VTV »н были

з qB' 0Ни и не стимулируют увеличения самоубийств. ВеЛико,КОСМИЧеских теоРи*х самоубийств см.: Morselli Н. Suicide. N. Y., 1882. Ch. з J епнУЮ критику подобной интерпретации см.: Durkheim Е. Lе Suicide.

исходя из того, что это — болезнь, которая проистекает из психическо состояния, расстройства или ненормальности. "Самоубийство — всегда болезнь и акт умственного отчуждения". Такова их формул^ Главным аргументом в пользу таких теорий является утверждение о вь соком проценте психической ненормальности среди лиц, совершающ»* самоубийства (в некоторых случаях говорится о 100 процентах), а так** о параллелизме кривой самоубийств и психических заболеваний. Хо^ некоторые приводимые данные являются бесспорными, интерпретация же этих фактов сомнительна, главный тезис невероятно преувеличен а большая часть свидетельств ошибочна.

1). Процент психически ненормальных лиц среди жертв самоубийств видимо, в большинстве случаев был чрезвычайно преувеличен. Когда были проведены более точные ретроспективные исследования, то преды- дущие цифры были снижены до весьма низкого удельного веса — ю % или даже менее того[92]. 2). Природа многих психических заболеваний до сих пор еще не ясна и не поддается четкому диагнозу. Поэтому существует большая неопределенность даже в тех случаях, когда ин­дивид предположительно диагностируется как психически ненормаль­ный. Нередко сам факт того, что человек совершил самоубийство, подстрекает к автоматическому диагнозу о его ненормальности. 3). Какое психическое состояние является или не является ненормальным, зависит, с некоторыми исключениями, такими, как идиотия, от социо­культурных условий. В этом смысле оно чисто условно и не может быть диагностировано психиатром; скорее оно напрямую зависит от превали­рующих социальных норм. Психические процессы, рассматриваемые врачами как патологические, могут быть в других обществах расценены как вполне нормальные, даже более того, как блестящие, добродетель­ные, святые, вдохновенные или героические. По мнению многих психиат­ров, большинство святых и мистиков средневековья были ненормаль­ными и больными людьми, которые в то время рассматривались как святые или одаренные и в таком качестве весьма почитались[93]. В связи с этой условностью резонно поставить под вопрос утверждение, что такие явления, как меланхолическая депрессия, суицидальная мания, истерия, хронический бред, перевозбужденность и даже так называемое умопомешательство, обязательно являются формами психического за­болевания, поскольку соответствующий стандарт поведения не может быть нормой сам по себе, а отражает лишь норму определенной культу­ры. Если известный процент тех, кто совершает самоубийство, обнару­живает эти черты, то это не обязательно означает, что эти люди с Hapyj шенной психикой4. Это также объясняет предположительно высокии

психически ненормальных лиц среди тех, кто совершает само- проиен ^ самого факта наличия определенной психической ненор- у6ИЙсТ сти не следует, что она суть причина самоубийств. Психические мально част0 не наследуются, а приобретаются; они являются резуль- боле оПределенных социальных условий, в которые помещена жертва, татом сдучаях социальные условия (А) одновременно порождают Во мпсИХической ненормальности, такой, как меланхолическая депрес- рост и тенденцию к самоубийству (С). В таких случаях В не является сйЯ иной С, но и В, и С являются следствиями общей причины А (задан- пРиЧсоЦИаЛьных условий). Тщательное исследование обнаруживает во ** сЛуЧаях отношение такого рода, но не поддерживает слишком NlH° шеННую интерпретацию, свойственную психиатрической теории. 5). гт ^лавляющее большинство данных, полученных из непосредственных блюдений, явно опровергает психиатрическую теорию в ее гипер­трофированных формах. Исследования Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса,

С Крёзе и других показывают, что страны, регионы или классы, кото­рые дают большее число психических болезней, не показывают боль­шего числа самоубийств, и наоборот. Отношение между этими двумя явлениями не обнаруживает позитивной корреляции или связи. В боль­ шинстве европейских стран самоубийства и психические заболевания имели тенденцию к возрастанию в течение последних 80—90 лет, но их рост не был ни параллельным, ни взаимно последовательным. Более того, исходя из норм психиатрии, население в средние века было психи­чески более ненормальным (такой вывод можно сделать по волнам возникновения психических "эпидемий", бичевания, мистицизма, экста- зов, массовой истерии и т. д.), чем население нашего столетия. Однако нет основания полагать, что самоубийства в средние века были более частым явлением, чем в наши дни; на самом деле по логике вещей их число было гораздо ниже, чем, скажем, в XIX веке. Такие факты опровергают преувеличенные утверждения психиатрических теорий и по­казывают их неспособность объяснить существенные черты самоубийст­ва, его распределение в обществе или флуктуации во времени1.

Предыдущие критические замечания по поводу психиатрической теории применимы также, с небольшими модификациями, к медицинским теориям самоубийств (плохое здоровье, плохие санитарные условия и т. п.). У нас нет оснований предполагать, что здоровье современного населения Запада хуже, чем в средние века. Однако число самоубийств в XIX—XX веках было больше, чем в средневековье. Мы опять же не можем с полным основанием Утверждать, что здоровье европейцев или американцев конца XIX века и в предвоенные годы начала XX века было хуже, чемв 1700—1850 годы. По раиней мере, медицинская наука с энтузиазмом проповедует, что на Ротяжении последнего столетия происходило постепенное улучшение тел^°ВЬЯ? снижение смертности и заболеваемости и увеличение продолжи­сь ЬНости жизни. Если это так, то тогда увеличение числа самоубийств здо Населения в наше время определенно противоречит теории плохого о ТсР°ВЬя как причины самоубийства. Более того, вряд ли можно говорить итал*' ЧТ° здоРовье англичан или немцев хуже, чем здоровье испанцев или болееЬян^. Однако с конца XIX века первые две нации показали заметно

В^с°кий процент самоубийств, чем две последние2. Ния о Рия самоубийств Эмиля Дюркгейма. Приведенные соображе- ^^^Детельствуют о том, что никакие каузальные теории само-

1 р

suicide гкКритикУ теоРии: Durkheim Е. La Suicide. Ch. 1; Hallbwachs. Les Causes du сРавнение уровней самоубийств в цитированных выше трудах.

убийств, которые игнорируют социальную организацию и культуп образцы, не вскрывают сути феномена. Что же тогда объясняет Ь*е распределение в пространстве и флуктуации во времени? Похоже Дюркгейм вполне удовлетворительно разрешил эту проблему. Смь его теории заключен в целостном рассмотрении соответствуютICJ1 общества и его культуры в качестве причин самоубийств. Когда вся сеГ° социальных отношений хорошо интегрирована, то тогда существуй высокая степень социального сцепления; люди ощущают себя ^^ ненными частями общества, к которому они принадлежат; они свобо3 ны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости Такой тип организации оказывает мощный ингибирующий эффект н тенденцию к совершению самоубийств. Культура такого общества действует в том же направлении. Поскольку общество интегрировано и поскольку это единство ощущается его членами, его культура также является единой. Ее ценности принимают и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надындивидуальные, бесспорные и свя­щенные. Такая культура не поощряет самоубийства и становится мощным антисуицидальным фактором. Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны между собой и с референтной группой, общество с запутанной сетью социальных норм, с "атомизированными", "релятивизированными" культурными ценностями, не пользующимися всеобщим признанием и являющимися делом простого личностного предпочтения, — такое общество является мощным генератором самоубийств, независимо от климатических или экономических условий и состояния психического и физического здоровья его членов. Такова суть дюркгеймовской гипотезы. Она рассматривает данное общество и культуру как нечто целое и пытается таким образом объяснить распределение самоубийств в пространстве и во времени.

Каковы в таком случае факты, подтверждающие теорию? Их так много и они столь убедительны, что делают теорию Э. Дюркгейма более адекватной и валидной, чем любую другую теорию само­убийства.

1). Факторы социокультурного сцепления и психосоциальной изо­ляции объясняют, почему в данном обществе разведенные дают большее число самоубийств, чем просто одинокие; а одинокие — бо­льше, чем женатые; бездетные семьи дают более высокий процент, чем семьи с детьми; и, наконец, чем больше число детей в семье, тем ниже в них число самоубийств. Разведенные люди более, чем кто-либо, изолированы психосоциально, в особенности в прошлом, когда развод был скандальным происшествием, ведущим к социа­ льному остракизму. Наименее изолированными являются семьи с большим числом детей, члены которых связаны друг с другоМ самыми тесными узами. 2). В свете этой теории легко понять, почему аграрные классы демонстрируют более низкое число само­ убийств, чем городские; почему среди различных занятий те, которые лучше интегрируют людей, дают более низкое число самоубийств^ чем менее интегрированные и более индивидуалистичные профеС" сиональные группы; почему обеспеченные люди дают большее 4HCJ^ чем бедные; и почему особенно высокое число самоубийств для бродяг и других лиц без каких-либо постоянных занятий ил связей. 3). Теория объясняет также, почему в странах, где обшиннь и "семейный" типы организации сохраняются (как во многих имущественно аграрных странах, слабо индустриализированных и W банизированных), число самоубийств имеет тенденцию к уменьшени

иЧИе от высокоурбанизированных, индустриализированных в „° дИВИдуализированных" стран, несмотря на то что последние и Ит быть экономически более преуспевающими, чем первые. м°Факторы социокультурного сцепления и психосоциальной изоляции няют также, почему атеисты и неверующие (то есть люди, вязанные религиозными узами) дают большее число самоубийств, С люди, инкорпорированные в ведущие религиозные организации, ^почему среди последних католики и православные христиане, И тодоксальные иудаисты дают меньшее число самоубийств, чем?лее свободно мыслящие и менее догматичные протестанты. М Теория объясняет, почему в XIX—XX веках кривая самоубийств озрастает именно в большинстве европейских держав. 6). Теория Э Дюркгейма объясняет также, почему с началом крупных социальных движений (будь то народная война, революция или реформа) кривая самоубийств неожиданно падает, поскольку чувство ин­дивидуального уступает место чувству совместной принадлежности общему делу, и почему она снова возрастает к концу движения, когда чувство социальной целостности исчезает и вновь появляется психосоциальная изоляция. 7). Она показывает, почему периоды внезапных разрывов социальных связей, происходящих, например, во время экономических кризисов, сопровождаются ростом са­моубийств. 8). Она демонстрирует также, почему среди мужчин число самоубийств больше, чем среди женщин. 9). Она объясняет годовые и дневные кривые самоубийств. 10). Она объясняет, почему даже в современном обществе физически и психически больные показывают несколько более высокий процент самоубийств, чем нормальные люди; болезнь и ненормальность часто усиливают психосоциальную изоляцию таких людей[94].

Все эти и многие другие черты феномена самоубийства, как, например, распределение среди различных групп населения и флукту­ации во времени, становятся понятными в свете этой теории. Повторим: не рассматривая всего характера данной социальной организации и культуры, мы не можем понять распределение частоты самоубийств и их динамику. Специализированный "атомистический" подход позволяет в лучшем случае понять отдельные стороны явления и никогда — его причины. Отсюда — когнитивная потребность целостного рассмотрения общества, а это — исходная точка зрения социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: