Религиозные Светские В целом
Религиозные Светские В целом
До X века
81.9 18.1 100
XIV—XV век 85.0
15.0 100
XVin век
24.1 75.9
X—XI века
94.7 5.3 100
XVI век
64.7 35.3 100
XIX век
10.0 90.0 100
ХП-ХП1 века
97.0 а 3.0
XVII век
50.2 49.2 100
XX век
3.9
96.1 100
Цифры убедительно свидетельствуют о том, что средневековая живопись и скульптура были преимущественно религиозными. Роль религиозного фактора начала снижаться лишь после XIII века и наконец становится совершенно незначительной в XIX и XX столетиях. Одновременно процент светских картин и скульптур, которые фактически отсутствовали в средние века, увеличивается с XIII века приблизительно до 90—96% от числа всех известных картин и скульптур XIX—XX веков.
Такая же ситуация наблюдается в музыке, литературе и архитектуре.
Средневековая музыка представлена Амброзианским, Григорианским и другими хоралами религиозного содержания. Почти на все 100% музыка была религиозной. В период между 1090 и 1290 годами появляется впервые светская музыка трубадуров, труверов и миннезингеров. С тех пор светская музыка неуклонно шла в гору. Среди ведущих музыкальных сочинений доля религиозных падает до 42% в XVII—XVIII веках, до 21% в XIX веке и, наконец, до 5% в XX веке. Процент же светских сочинений вырастает соответственно до 95% в нашем столетии.
Точно так же и в литературе в период с V по X век почти нет светских шедевров. Произведения греко-римских поэтов и писателей настолько радикально изменены и подвержены столь сильной символической переинтерпретации, что у них осталось мало общего со своими оригиналами, и они скорее служат лишь своеобразным придатком религиозной литературы. В период с IX по начало XII века появляются несколько полусветских, полурелигиозных произведений, подобно "Heliand"[299]*, "Hildebrandslied"[300]*, "La Chanson ос
•jd"[301]*, "Le Pelerinage de Charlemagne"[302]*. Но лишь во второй
овине XII века появляется истинно светская литература. Наконец, Словесности XVIII—XIX веков процент светских произведений р ^имается до 80—90% в зависимости от того, какую страну
^изучаем.
В архитектуре средневековья фактически все выдающиеся творения едставляли собой соборы, церкви, монастыри, аббатства. Они господам овали над городами и селами, воплощая творческий гений средневе- 01 вой архитектуры. Напротив, в течение нескольких последних веков Яового времени подавляющее большинство архитектурных творений juijiv светскими по своему характеру — дворцы правителей, особняки богачей, ратуши и другие городские административные здания, конторы, железнодорожные вокзалы, музеи, филармонии, оперные театры й -г п. Среди подобных строений и такие, как Empire States Building, Chrysler Building, Radio City[303]*, башни редакций столичных газет; среди лих 01 ромные соборы наших городов и вовсе затерялись.
Эти неоспоримые факты не оставляют никакого сомнения относительно идеационального характера средневековых изобразительных искусств и светской природы искусства последних четырех веков, особенно в XVIII—XX веках. Они показывают, как от века к веку происходило это изменение. Среди прочего они показывают, что темы, к которым обращалось искусство XIII века, оставались по преимуществу религиозными.
Другой важный аспект идеационального, идеалистического и чувственного искусства — их стиль: является ли он формальным и символичным или визуальным и чувственным. Изменения, происшедшие в этом русле, очерчены мною в следующих суммарных данных относительно доли каждого из стилей в европейской живописи и скульптуре в течение рассматриваемых веков.
Стили: