Основные понятия: Форма — устройство, определяется сущностью. Форма государства — это организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Форму государства можно разделить на 3 части:
1) форма правления (отвечает на вопрос, кто правит, кому принадлежит власть; видовое понятие). Форма правления — это элемент устройства государства, который характеризует порядок формирования высших органов государственной власти, государственного управления и их функционирования. По форме правления различают монархию абсолютную (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченную (власть монарха ограничена каким либо лицом или выборным органом): сословно представительную (ограничение власти сословий,), дуалистическую (формально юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом), парламентарную (власть короля ограничена парламентом), конституционную (полномочия монарха ограничены Конституцией), и республику аристократическую (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство), демократическую (весь народ принимает участие), парламентарную (высший орган исполнительной власти и высшие должностные лица назначаются парламентом, как высший орган законодательной власти), президентскую (высший орган исполнительной власти формируется президентом, высшие должностные лица формируются народом).
|
|
2) форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть). Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует разграничение власти между центром и местами. По форме государственного устройства различают унитарные государства f простые по составу, имеют единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения), федеративные государства (сложные образования, имеющие в своем составе административно территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом;, империи ( сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством; конфедерации (союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач), содружества (организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности;, сообщества (в основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор;.
|
|
3) политический режим (отвечает на вопрос, кто отправляет власть, в чьих она интересах). Политический режим — это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Политический режим бывает антидемократическим: власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами (деспотическим, тираническим, олигархическим, аристократическим, авторитарным, тоталитарным) — и демократическим: государственная власть действует в интересах общества в целом (социально демократическим, либерально демократическим).
17. Формы правления государства и их исторические и современные виды.
Форма правления в современной {России
По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Согласно Основному закону страны, носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Российская Федерация может быть охарактеризована как смешанная республика (полупрезидентская), т. е. сочетает черты парламентской и президентской власти.
Отличительные черты:
—сильная президентская власть;
—наличие парламента — высшего законодательного и представительного органа государственной власти;
—наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;
—возможность отставки правительства парламентом;
—возможность роспуска президентом нижней палаты парламента;
—президент избирается всеобщим голосованием;
—президент действует независимо от правительства и парламента.
В соответствии с Конституцией РФ на основе принципа разделения властей государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 10, 11).
Виды монархии: 1. Абсолютная (вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в руках монарха, например, монархии в России XVII—XVIII вв., во Франции до революции 1789 г., а также Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Характеристика абсолютной монархии: крайняя централизация;— жесткие формы отправления власти.
2. Ограниченная (власть монарха ограничена выборным органом — парламентом либо особым правовым актом — конституцией, например, монархия в Великобритании, Бельгии, Испании, во всех скандинавских странах и др.). Виды ограниченной монархии: сословно представительная (эта форма характерна для России до XVII в.; ограничение власти сословий); дуалистическая (сосредоточение в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти, значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Например, в Марокко, Иордании); 3) парламентарная (монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
|
|
Виды республики: 1) парламентарная (Италия, Германия); президент является номинальным главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика, исполнительную власть возглавляет глава правительства, правительство формируется по принципу парламентскогобольшинства инесет политическую ответственность перед парламентом (выражен е парламентом недоверия правительству влечет отставкуправительства), вместе с тем в определенных случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства); 2)президентская (США): главой государства, главой правительства и главой исполнительной властиявляется президент, он избирается внепарламентским путем (прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, которое не несет политическойответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент);
3)смешанная республика (Франция, Россия); сочетает черты президентской республики: избрание президента населением (или другим внепарламентским путем), формирование правительства президентом — И черты парламентской республики: организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом, кроме того, для смешанной республики характерен широкий круг полномочий президента):
а) полупрезидентская республика (учитываются интересы большинства избирателей, например Франция);
б) суперпрезидентская (Белоруссия); характерна для некоторых латиноамериканских, азиатских и некоторых других государств, ее основная черта — сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая президентская власть, огромные полномочия (он может распускать парламент, проводить референдумы, иногда даже изменять законодательство).