Государство и негосударственные организации в политической системе общества

Систему негосударственньїх организаций образуют политические партии, социально-экономические и социально-культурные общественные объединения, массовые общественные движения.

Не будучи непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, опосредуют интересы граждан в сфере государственной жизни.

Центральное место в системе негосударственных организаций занимают политические партии. Политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного членства, имеющее определенную структуру и цели деятельности.

Важной задачей политических партий является превращение частных интересов граждан, социальных слоев и отдельных заинтересованных групп в общий политический интерес.

К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Особенности политических (современных) партий:

– они представляют собой политические организации;

– представляют собой организации общественные (негосударственные);

– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

– имеют свою программу и устав;

– построены на определенных организационных принципах;

– имеют, как правило, фиксированное членство;

– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;

– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);

– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.

Функции партии:

– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;

– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;

– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;

– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;

– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.

Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:

– сотрудничества,

– помощи и содействия друг другу,

– поиска и достижения компромисса,

– координации деятельности.

Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.

Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:

– использование средств массовой информации;

– участие в массовых акциях одобрения или протеста;

– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.

Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:

– групп давления, так называемых мозговых центров;

– близкого окружения;

– элитарных клубов;

– товарищеских групп;

– парламентских лобби;

– политических фракций.

Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:

– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;

– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:

1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

2) создает необходимые условия для их деятельности;

3) определяет правовое положение некоторых общественных орга­низаций;

4) утверждает уставы данных организаций;

5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).

В юридической литературе проблема государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества изучена недостаточно. Хотя, проблема государства и профсоюзов в политической системе общества, особенности их функционирования в различных сферах занимали всегда видное место. Достаточно сослаться на общетеоретические и методологические работы А.К. Акимова,, Б.Н. Жаркова, В.И. Комаровского, К.Д. Крылова, Н.М. Сснникова, Е.В. Макухина, Н.И. Матузова, Р.Т. Мухаева, В.Н. Скобелина, В.И. Смолярчука, И.О. Снигирёва, В.А. Чибисова, Ц.А. Ямпольской и других. Так, под руководством Ц.Я. Ямпольской ещё в 1960-1970-с годы велись комплексные исследования общественных организаций в СССР, предлагалось вовлекать представителей общественности в состав государственных контрольных органов.

В наши дни такие исследования проводит К.М. Сенников. Изучением профсоюзного движения активно занимаются такие исследователи, как Е.А. Абросимова, А.К. Акимова, B.C. Бердычевский, Н.Н. Гриценко, СИ. Клята, В.Н. Скобелин, С.А. Чупрынников и другие. Их работы содержат теоретические и исторические обобщения деятельности профсоюзов, их специфических интересов. Большое значение имеют заявления и статьи председателя Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмакова.

В целом проблема государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества вызывает довольно высокий научно-практический интерес. Однако при многочисленных исследованиях проблем, связанных с особенностями государства и профсоюзов в политической системе общества, а также их взаимодействия с другими структурными элементами политической системы были освящены на монографическом уровне лишь в советский период и традиционно носят остро дискуссионный характер. В последнее десятилетие практически не появлялось новых исследований по данной теме, где бы рассматривались комплексно и всесторонне проблемы структурного, функционального, регулятивного и идеологического взаимодействия между такими институтами политической системы как государство и профсоюзы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: