Систему негосударственньїх организаций образуют политические партии, социально-экономические и социально-культурные общественные объединения, массовые общественные движения.
Не будучи непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, опосредуют интересы граждан в сфере государственной жизни.
Центральное место в системе негосударственных организаций занимают политические партии. Политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного членства, имеющее определенную структуру и цели деятельности.
Важной задачей политических партий является превращение частных интересов граждан, социальных слоев и отдельных заинтересованных групп в общий политический интерес.
К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.
|
|
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Особенности политических (современных) партий:
– они представляют собой политические организации;
– представляют собой организации общественные (негосударственные);
– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;
– имеют свою программу и устав;
– построены на определенных организационных принципах;
– имеют, как правило, фиксированное членство;
– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;
– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);
– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.
Функции партии:
– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;
– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;
– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;
– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;
|
|
– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.
Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:
– сотрудничества,
– помощи и содействия друг другу,
– поиска и достижения компромисса,
– координации деятельности.
Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.
Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:
– использование средств массовой информации;
– участие в массовых акциях одобрения или протеста;
– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.
Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:
– групп давления, так называемых мозговых центров;
– близкого окружения;
– элитарных клубов;
– товарищеских групп;
– парламентских лобби;
– политических фракций.
Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:
– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;
– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.
Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:
1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;
2) создает необходимые условия для их деятельности;
3) определяет правовое положение некоторых общественных организаций;
4) утверждает уставы данных организаций;
5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).
В юридической литературе проблема государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества изучена недостаточно. Хотя, проблема государства и профсоюзов в политической системе общества, особенности их функционирования в различных сферах занимали всегда видное место. Достаточно сослаться на общетеоретические и методологические работы А.К. Акимова,, Б.Н. Жаркова, В.И. Комаровского, К.Д. Крылова, Н.М. Сснникова, Е.В. Макухина, Н.И. Матузова, Р.Т. Мухаева, В.Н. Скобелина, В.И. Смолярчука, И.О. Снигирёва, В.А. Чибисова, Ц.А. Ямпольской и других. Так, под руководством Ц.Я. Ямпольской ещё в 1960-1970-с годы велись комплексные исследования общественных организаций в СССР, предлагалось вовлекать представителей общественности в состав государственных контрольных органов.
В наши дни такие исследования проводит К.М. Сенников. Изучением профсоюзного движения активно занимаются такие исследователи, как Е.А. Абросимова, А.К. Акимова, B.C. Бердычевский, Н.Н. Гриценко, СИ. Клята, В.Н. Скобелин, С.А. Чупрынников и другие. Их работы содержат теоретические и исторические обобщения деятельности профсоюзов, их специфических интересов. Большое значение имеют заявления и статьи председателя Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмакова.
В целом проблема государства и профсоюзов в политической системе современного российского общества вызывает довольно высокий научно-практический интерес. Однако при многочисленных исследованиях проблем, связанных с особенностями государства и профсоюзов в политической системе общества, а также их взаимодействия с другими структурными элементами политической системы были освящены на монографическом уровне лишь в советский период и традиционно носят остро дискуссионный характер. В последнее десятилетие практически не появлялось новых исследований по данной теме, где бы рассматривались комплексно и всесторонне проблемы структурного, функционального, регулятивного и идеологического взаимодействия между такими институтами политической системы как государство и профсоюзы.
|
|