Понятие и виды форм правления. Особенности смешанной формы правления

Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления прежде всего различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда. Во-первых, династии могут меняться в результате захвата власти. Во-вторых, известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность. В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президент, депутаты парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Различение монархии и республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей весьма условно, если учитывать, что выборы монарха не составляют редкое исключение, что коллегиальность в республике характерна не для всех государственных органов, что судьи несменяемы и т. д. Когда противопоставляют монархию и республику, то под монархией подразумевается монархия реальная - прежде всего абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая действительно является противоположностью республике. Как реальные монархии к абсолютным монархиям примыкают древние монархии, в частности Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом.

Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии, причем в XX в. номинальная монархия сохраняется как традиция во многих наиболее развитых странах. О номинальных или конституционных монархиях нельзя говорить как о противоположности республиканской формы правления. В теории различаются монархии неограниченные, или абсолютистские (абсолютарные и примыкающие к ним монархии), и ограниченные (конституционные). При этом последние обычно подразделяются на дуалистические и парламентарные. Следует иметь в виду, что парламентарная - это номинальная монархия, в которой у монарха нет реальных властных полномочий, в то время как в дуалистической монархии есть реальные прерогативы монарха. Поэтому правильнее различать монархии реальные (неограниченные и ограниченные, абсолютистские и конституционные) и номинальные (парламентарные). Или же можно рассматривать дуалистическую монархию как форму правления, переходную от абсолютистской монархии к парламентарной.

В абсолютистской монархии нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредоточивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным или верховным законодателем - только по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона. Он является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны Действовать в соответствии с законом. Законность, власть законов - явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей - добрых или злых монархов, справедливых или несправедливых, «грозных» и «тишайших» и т. д.

Вместе с тем не следует путать неограниченную (абсолютистскую) монархию как форму государства с деспотией - властью силового, антигосударственного типа. При неограниченной монархии единоличный правитель пользуется полномочиями государственной власти неограниченно и независимо от каких-то других государственных органов. Например, парламент здесь может созываться лишь по воле монарха, а решения парламента не будут иметь силы, если монарх с ними не согласен. Но государственная власть, которую осуществляет такой монарх, не является властью неограниченной. В неограниченной монархии государственная власть - это власть, минимально ограниченная свободой части членов общества, например привилегиями высших сословий.

В конституционной монархии власть монарха либо существенно ограничивается конституцией, либо превращается в номинальную. В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Следует отметить, что теория разделения властей, исторически формировавшаяся в условиях господства монархической формы правления, первоначально отводила роль главы исполнительной власти именно монарху. В дуалистической монархии (пример - Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX-XX вв.) законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную - правительство, ответственное перед монархом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

Иное дело - парламентарная монархия (все монархии в современных развитых странах - Японии, Великобритании, Австралии, Испании, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии и др.). Здесь монарх - номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальны полномочий какой-либо ветви государственной власти. «0т имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительств Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.

В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Система разделения властей в парламентарной монархии ничем не отличается от парламентарной республики (ФРГ, Италия и др.)- С точки зрения формирования высших государственных органов есть одно формальное различие: в республике номинальный глава государства - президент - избирается на определенный срок обычно верхней палатой парламента; в монархии номинальным главой государства становятся в порядке престолонаследия. Но с точки зрения распределения реальных властных полномочий неважно, избирается или нет номинальный глава государства. Поскольку в обоих случаях речь идет о конституционно-правовой фигуре без реальных властных полномочий, то, по существу, нет никакой разницы между номинальной монархической и республиканской формами парламентарного правления.

Для современных развитых государств характерны парламентарные монархии и республики - президентские, парламентарные и смешанные (полупрезидентские). Причем, поскольку парламентарные монархии, по существу, ничем не отличаются от парламентарных республик, эти варианты одной и той же формы правления объединяют в одном понятии: «парламентарные страны», или «страны с парламентарной формой правления». Таким образом, для современных развитых государств характерны следующие три формы правления: 1) президентская республика; 2) парламентарная форма правления; 3) смешанная (полупрезидентская) республика.

В современных условиях классификация государств по форме правления на монархии и республики является явно недостаточной. Как монархии, так и республики могут быть как единовластными, так и основанными на разделении властей. Формы правления, основанные на разделении властей, следует делить на дуалистические (дуалистическая монархия, дуалистическая или президентская республика), парламентские (парламентская монархия и парламентская республика) и смешанные (дуалистическо-парламентская монархия, полупрезидентская республика и иные смешанные республики). Все перечисленные формы правления основаны на разделении властей, однако способы его реализации при каждой из этих форм различны.Законодательная власть при всех этих формах правления осуществляется парламентом. Исполнительная власть при дуалистических формах правления осуществляется главой государства (монархом или президентом), при парламентских формах - правительством, а при смешанных - главой государства и правительством совместно. Поскольку разделение властей является признаком именно правового государства, то дуалистические, парламентские и смешанные (дуалистическо-парламентские) формы правления относятся к формам правления правового государства. В то же время в неправовом государстве действует принцип единовластия. Соответственно этому и формы правления неправового государства являются единовластными, причем это относится как к монархии, так и к республике.

Теоретическую основу изучения данной составили труды отечественных ученых в области теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве, других юридических наук: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Ю.А. Баскина, А.Б. Венгерова, С.Б. Глушаченко, Э.П. Григониса, А.И. Денисова, В.М. Корельского, В.Н. Кудрявцева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, А.А. Мишина, JI.A. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В.Д. Пере-валова, B.C. Петрова, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, Б.Н. Топорнина, В.М. Чибинева, В.Е.-Чиркина, JI.M. Энтина и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: