Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. То есть, конфедерация не обладает суверенитетом.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. Конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

− договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

− свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

− конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

− предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

− в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

− в представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

− постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

− субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

− бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

− субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

− как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

− воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

− в конфедерации нет союзного гражданства.

− в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция и ряд других) распались. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская.

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - это форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

Сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация приковывала к себе пристальное внимание ученых XIX - начала XX века. Содержательный анализ исследуемого феномена содержится в фундаментальном труде А. Ященко «Теория федерализма», работе A.A. Жилина «Теория союзного государства».

В научной литературе советского периода и современной России вопросам конфедерации уделяется, как правило, мало внимания. Данную проблему затрагивали в своих работах такие авторы как Г.В. Александренко, К.В. Арановского, С.Н. Бабурина, A.B. Бутакова, JI.B. Гречко, Д.В. Доленко, В.Г. Ермакова, A.B. Киселевой, A.B. Нестеренко, M.Л. Костенко, Н.В. Лавреновой, Б.М. Лазарева, Р.В. Попова, И.Г. Тимошенко, Б.Н. Топорнина, H.A. Ушакова, Г.Г. Шинкарецкой.

В современной юридической науке проблема конфедеративных образований также не была сколь-нибудь подробно исследована и проанализирована. В то же время, как российскими, так и зарубежными исследователями были подвергнуты глубокому научному анализу проблемы федерализма, прежде всего, вопросы федеративных отношений, а также нарастающие интеграционные процессы как в России, так и за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: