Органы законодательной власти: компетенция, порядок образования, структура

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

− она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

− решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

− назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года,инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или нет предложений Президента по этому вопросу;

− назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

− объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это полное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

− выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Для принятия качественных нормативных правовых актов, обеспечения преемственности и непротиворечивости принимаемых законов, принятия нормативных актов в соответствии с установленными юридическими процедурами и правилами юридической техники, необходим высокий профессионализм лиц, участвующих в законодательной деятельности, что, учитывая социальный и профессиональный состав законодательных органов, на данный момент не представляется возможным. Для обеспечения решения вышеназванных проблем законодательных органов создаются вспомогательные органы, состоящие из профессиональных государственных служащих.

Значение вспомогательных государственных органов в законодательных органах государственной власти субъектов федерации трудно переоценить. Тем не менее, несмотря на значительное число научных исследований, посвященных законодательным органам власти в Российской Федерации, вспомогательным органам в них уделяется неоправданно мало внимания. Отдельных научных исследований, посвященных вспомогательным органам законодательной ветви власти субъектов федерации, явно недостаточно.

Труды отечественных ученых, проводивших наряду с рассмотрением общих проблем конституционного права специальные исследования, посвященные полномочиям законодательных органов: И.А. Алешковой, Н.В. Варламовой, М.В.Глигич-Золотаревой, И.А. Конюховой, Д.М.Мириджанян, А.В.Павлушкина, А.А.Сергеева, Л.И.Старцевой, Э.В.Тадевосяна, Т.Я.Хабриевой.

Научные работы А.А.Гамалея и Х.М.Шабанова посвященны законодательным органам власти субъектов Российской Федерации. Однако в них делается акцент на особенности порядка формирования данных органов и их компетенцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: