Классификация норм права. Способы их изложения в статьях нормативно-правовых актов

В логике под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенного общего признака. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет:

четко определить место каждого вида юридических норм в системе права и тем самым рельефнее высветить его системообразующие связи;

лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность в Российском государстве.

Правильность и полнота классификации зависит от выбора ее основания, которым традиционно выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления.

В наибольшей степени существенным признаком правовых норм будет их функциональная роль.

По функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют следующие виды норм: исходные правовые нормы, нормы - правила поведения (нормы непосредственного регулирования человеческого поведения), общие и специальные нормы.

Отличительным признаком исходных (отправных, первичных, учредительных) норм будет их общий характер, высокая степень абстрагирования, особая роль в механизме регулирования общественных отношений. С помощью данных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в нормах - правилах поведения.

Разновидностью данной группы норм будут нормы-начала, которые представляют собой предписания, закрепляющие устои государственного строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни общества. Нормы-начала сосредоточены в конституции государства, развиваются в нормах-принципах.

Нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. В соответствии с классификацией принципов данные нормы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Определителъно-установочные нормы представляют собой предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Примерами определительно-установочных норм будут ст. 1 и ст. 2 Гражданского кодекса РФ, определяющие задачи гражданского законодательства и отношения, регулируемые им.

Нормы-дефиниции - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий.

Примером таких норм будут нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности.

Дефинитивные нормы выполняют в основном направляющую функцию в механизме правового регулирования.

Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало крайне затруднительным, либо вообще невозможным. Отсутствие определений ряда понятий в современном российском законодательстве снижает эффективность юридических норм, вызывает отдельные коллизии в правоприменительной практике. Так, следовало бы дополнить законодательство такими определениями, как «должностное лицо», «ненормированное рабочее время» и некоторыми другими.

Непосредственно регулируют человеческое поведение нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. Нормам данного типа присущ предоставительно-обязывающий характер, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно которому они устанавливают для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности.

В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы-правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение это отношение приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.

В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и материализацию исходные правовые нормы. Нормы-правила поведения не однородны, они разделяются на регулятивные и охранительные.

Разделение норм права на общие и специальные демонстрирует различие норм по степени общности и объему (сфере) действия. Общие нормы - это предписания, которые присущи общей части любой отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и межотраслевое значение. К примеру, нормы, характеризующие столь большой межотраслевой институт, как институт собственности.

Специальные нормы - это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализгщии, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского права, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Стоит заметить, что они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос «как», а вторые - «что». Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Вот к примеру, исходные нормы всегда императивны.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и исключительно на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено законом или договором».

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве: а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм; б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля. Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.

Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения. Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата. Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения - добровольное дело субъекта.

Стоит отметить, что особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга - фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.

Заслуга устанавливается за следующие варианты поведения: 1) добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических и общественных обязанностей; 2) совершение участниками общественных отношений не предусмотренных правовой нормой таких полезных для государства деяний, которые превосходят обычные требования.

Учитывая сказанное, можно следующим образом определить поощрительные нормы: поощрительная норма есть обеспечиваемое государством предписание общего характера относительно возможного предоставления определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических и общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности субъектов права в различных сферах жизни общества. По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с позиции государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.

По форме выражения предписания выделяют управомочивающие, обязывающие, закрепляющие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Уместно отметить, что оперируют данные нормы словами «вправе», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами «обязан», «должен».

Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.

Некоторые исследователи отождествляют обязывающие и запрещающие нормы. При этом обязанность и запрет - не идентичные понятия. Обязанность всегда предусмотрена по отношению к позитивному поведению и представляет собой указание конкретных вариантов из возможного множества; запрет же - указание нежелательных вариантов и оставление всего остального множества на усмотрение субъекта. В случае если обязывание предполагает активные положительные действия субъектов права, воплощая в себе динамическую форму осуществления функций юридических норм, то запрет ориентирован на пассивное поведение субъектов и связан со статической формой осуществления функций правовых норм.

Запрет всегда предполагает абсолютные или относительные ограничения, он может быть обнаружен путем анализа и в управомочивающих и в обязывающих нормах. При этом исключительно в запрещающих нормах он сформулирован прямо и непосредственно. Уместно отметить, что операторами волевого поведения в запрещающих нормах будут слова «запрещается», «не вправе», «не может быть» и др. Вот к примеру, ст. 78 КЗоТ РФ устанавливает, что «месячная заработная плата рабочего или служащего не может быть ниже установленного государством минимального размера».

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на базе и во исполнение законодательных норм. По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Способы изложения нормы права:

1) Прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме. Например, ч. 3 ст. 57 ГПК РФ гласит: «Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей».

2) Отсылочный способ – в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другая часть этой же статьи, другая статья этого же нормативного правового акта, другой нормативный правовой акт). К примеру, ч. 1 п. 4 ст. 22 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны дела особого производства, перечисленные в статье 262 настоящего Кодекса»; ч. 2 ст. 70 ГПК РФ гласит: «За дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несет ответственность, предусмотренную УК РФ в соответствии со ст.ст. 307, 308 УК РФ.

3) Бланкетный способ – в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции. К примеру, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем… правил дорожного движения… повлекшее по неосторожности причинение… вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет…». В данном примере в статье нормативного правового акта определяется сам факт существования правил дорожного движения и определяются виды и меры юридической ответственности за их нарушение, вместе с тем в самой статье ничего не сказано о непосредственном содержании правил дорожного движения, предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: