Понятие применения права. Его стадии, субъекты. Акты применения права

Особой, специфической формой реализации права будет применение. Правоприменение представляет собой государственно-властный способ организации осуществления норм права. С данным связана социально-политическая и юридическая характеристика правоприменения.

Специфика правового регулирования состоит по сути в том, что воздействие на общественные отношения связано с установлением юридических прав и обязанностей их участников, а также с использованием данных прав и выполнением обязанностей. Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным (поднормативным) регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством правового регулирования. В случае если правотворчество будет нормативным, то правоприменение - индивидуально- конкретным, поднормативным.

В результате применения норм права происходит конкретизация правовых норм. Наряду с правотворчеством правоприменение будет разновидностью правовой формы государственного управления. Правовая форма управления означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемых лиц. Поэтому правоприменительная форма управления предполагает соблюдение ряда правовых требований, предъявляемых к субъектам управления, процедуре управленческой деятельности, содержанию управленческих решений, исполнению принятых решений. Стоит заметить, что она вносит законность как в само управление, так и в управляемую деятельность, придает управлению официальный характер.

Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение).

Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Правоприменение - это властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы - индивидуальные предписания.

Среди обстоятельств, вызывающих правоприменение, есть такие, которые связаны с возникновением правоотношений (например, при возникновении прав и обязанностей по пенсиям). Но в большинстве случаев обстоятельства, предопределяющие применение права, выражают главную особенность правоприменения - необходимость государственно-властной обеспечительной деятельности в процессе правового регулирования. А данные обстоятельства таковы по своему характеру, что требуют использования в процессе правового регулирования государственного принуждения.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Правоприменением занимаются различные органы государства и уполномоченные им организации. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно-распорядительного, правосудия, общественно-юрисдикционного, административно- юрисдикционного, следственного, контрольно-надзорного и других.

Учитывая зависимость от степени жесткости правовой регламентации деятельности органов управления и установленной законом ϲʙᴏбоды правоприменителя в выборе того или иного варианта решения, можно различать несколько разновидностей организационного-распорядительного правоприменения:

1) стандартное применение права. Стоит сказать, для него характерно принятие решения при наступлении стандартной ситуации, описанной в гипотезе, и в соответствии со стандартным предписанием, установленным в диспозиции правовой нормы. Наглядным примером стандартного правоприменения может служить назначение пенсии по возрасту:

нормы права закрепляют стандарт фактических обстоятельств (достижение возраста, размер заработной платы и др.) и стандарт правовых последствий (пенсия назначается в определенном размере).

Принятие решения о назначении пенсии конкретному лицу производится путем сопоставления каждой жизненной ситуации с нормой права, закрепляющей и стандарт фактических обстоятельств, и стандарт правовых последствий;

2) ситуационное (нестандартное) правоприменение. Юридической основой принятия решений при ситуационном правоприменении служат правовые нормы, устанавливающие компетенцию органов управления. В законодательстве такие нормы обычно выражаются формулами: «вправе», «имеет право», «в случае необходимости» и т.п.

Стадии правоприменительной деятельности

Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях применения:

Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы.

Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция.

Уяснение смысла и содержания нормы права.

Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом.

Принятие акта применения права.

Изучим содержание перечисленных стадий. Анализ фактических обстоятельств начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Стоит заметить, что они оцениваются с позиции истинности или ложности, их наличия или отсутствия.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводится не любыми доступными средствами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. В результате исследования фактических обстоятельств по делу устанавливается объективная истина.

Выбор нормы права - это отыскание такой нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. При этом проверяются:

подлинность нормы права и ее действенность (т.е. неотмененность, непротиворечивость нормам, обладающим более высокой юридической силой);

характер действия нормы;

пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

На этой стадии осуществляется квалификация, то есть решается вопрос о том, какая норма должна быть положена в основу рассматриваемого дела. Отметим, что тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и исключительно в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего правового института, отрасли права.

В случае если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила установлены для купли-продажи объектов недвижимости), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих дел.

В некоторых случаях в процессе выбора нормы обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего и даже противоречивого содержания (коллизия норм). Способы разрешения коллизий норм ϲʙᴏдятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от различных органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Уяснение смысла и содержания нормы права и разъяснение нормы, права компетентным государственным органом или иным субъектом будут стадиями толкования. В результате данной деятельности устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в ней.

Последняя стадия - принятие акта применения права или вынесение решения. Именно в принятии на базе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.п.) пробудет применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов права.

Акты применения права

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего акта, кᴏтоᴩый фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой обязательное к исполнению веление. За нарушение требований подобного акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

Как правило, акт применения права оформляется письменно. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания), либо в форме официальных жестов (жесты регулировщика).

В отличие от нормы права, акт применения права ограничен рамками конкретного случая и касаетсятрадиционно индивидуально определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая на них обязанности.
Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.

Основания для классификации таких актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, группировать их в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права: акты, издаваемые государственными органами и общественными организациями, органами местного самоуправления, администрацией предприятий и учреждений. Акты органов государственной власти можно разделить на: акты органов государственного управления, индивидуальные акты законодательной власти, акты суда и прокуратуры и другие.

Учитывая зависимость от характера регулирующего воздействия акты применения права можно разделить на исполнительные, то есть организующие исполнение положительных предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений. При этом, правоохранительные акты разделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения правовых норм; следственные акты, фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям, оформляющие материалы к применению юридических санкций; юрисдикционные акты, решающие вопросы о применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; акты исполнения юрисдикционных решений.

Можно делить акты применения права на индивидуальные, касающиеся конкретных, заранее известных субъектов (приговор суда, назначение пенсии), и имеющие определенное общее значение, в результате принятия которых возникает целый ряд правоотношений, охватывающих большое число заранее не всегда известных субъектов (решение о распределении материальных фондов, о строительстве гидроэлектростанции).Необходимо различать акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (вынесение взыскания), и акты длящегося действия, реализация которых представляет собой продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, поступление в ВУЗ).

Официальный характер акта применения права накладывает определенный отпечаток и на его внешнее оформление. В начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ). Другие необходимые атрибуты - дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части: описательную, мотивировочную и резолютивную.

В качестве примера рассмотрим решение арбитражного суда.

В соответствии со статьей 127 АПК РФ решение арбитражного суда имеет следующее содержание и форму:

«1. Арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации.

2. Решение арбитражного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть решения должна содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение, состав суда, номер дела, дату и место разбирательства дела, наименование лиц, участвующих в деле, предмет спора, фамилии присутствовавших в заседании лиц с указанием их полномочий.

В мотивировочной части решения должны содержаться краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других обстоятельств дела, установленных арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы арбитражного суда об данных обстоятельствах, и доводы, по которым арбитражный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, а также законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Резолютивная часть должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

В резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов.

3. В случае если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры к обеспечению его исполнения, об этом указывается в решении».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: