Цели и задачи правового регулирования в области информационных ресурсов

Информационные ресурсы сегодня признаются в качестве одного из важнейших ресурсов страны. По­этому во всех развитых странах мира они являются объектом особого внимания, контроля и управления со стороны государства. Так, например, в США в на­стоящее время действует специальная федеральная программа «Национальная информационная инфра­структура», которой руководит вице-президент Аль­берт Гор. Главными приоритетами этой программы являются следующие виды национальных информаци­онных ресурсов:

- государственные информационные ресурсы, создавае­мые на основе правительственной информации,

- библиотечные информационные ресурсы;

- информационные ресурсы в сфере образования, здра­воохранения и экологии.

Реализация этой программы должна обеспечить государственную поддержку производителей указан­ных выше видов ресурсов, а также обеспечение дос­тупа к ним массового пользователя на основе сов­ременных информационно-телекоммуникационных технологий.

Аналогичная программа «Европейская информа­ционная инфраструктура» принята и Европейским со­юзом. При этом вице-президент США А. Гор выступил с инициативой создания глобальной информационной инфраструктуры, целью которой является максималь­ное развитие мировых информационных коммуника­ций. Создание такой структуры по оценке американ­ских специалистов обеспечит не только экспансию американских информационных продуктов, услуг и технологий в глобальном масштабе, что сулит для США немалые экономические выгоды. Гораздо важ­нее другое — гегемония США в новом мировом ин­формационном пространстве гарантирует им и стра­тегическое превосходство в политической области. Ведь давно известно, что тот, кто владеет информа­цией, владеет миром.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны в информационной сфере на современном этапе является создание благоприятных условий для ее максимального развития, поддержки производства информационных продуктов и их продви­жения как на внутренний, так и на внешний рынок. Важным средством для достижения этой цели является правовое регулирование в области информационных ресурсов.

Основными задачами правового регулирования в этой области являются:

- упорядочение имущественных отношений в области информационных ресурсов, юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, обще­ственных и коммерческих структур, а также физичес­ких лиц;

- распределение полномочий и ответственности в облас­ти информационных ресурсов между федеральными органами государственной власти и субъектами Феде­рации;

- обеспечение формирования государственных информа­ционных ресурсов страны и выделение необходимого для этого финансирования;

- содействие развитию внутреннего и внешнего рынка информационных продуктов и услуг путем создания благоприятствующей этому правовой базы;

- обеспечение сохранности государственной и коммер­ческой тайны, а также информационной безопасности страны и ее граждан.

Одной из серьезных правовых проблем в области информационных ресурсов является проблема преодо­ления необоснованного монополизма на информацию со стороны отдельных государственных органов, ми­нистерств и ведомств. Эта проблема, конечно же, не нова. Она была всегда и сохранится впредь, по край­ней мере до тех пор, пока обществом будет управлять бюрократия. Ведь монополия на информацию всегда дает ее обладателям значительные материальные вы­годы или же политические преимущества. Поэтому, решая эту проблему, нельзя обольщаться. Реалистичес­кий подход здесь состоит в том, чтобы не пытаться ликвидировать эту проблему полностью, а в том, чтобы ослабить ее влияние.

Другими словами, уровень экономических и соци­альных диспропорций, который обусловлен влиянием данной проблемы, должен быть таким, чтобы он не на­носил существенного ущерба стратегическим интере­сам государства и общества.

Одной из эффективных мер борьбы с монополи­ей на информацию является децентрализация систе­мы информирования общества. Она может проявлять­ся в виде демополизации информационных фондов, а также средств массовой информации (печати, радио, телевидения, киностудий). В эффективности этой меры мы сегодня убеждаемся в своей повседневной практике. Можно что угодно говорить об ангажиро­ванности отдельных газет или каналов российского те­левидения. Однако вряд ли кто может оспорить тот факт, что сегодня мы являемся гораздо более инфор­мированными о происходящих в стране и за рубежом событиях, чем это было при тоталитарном режиме, где правом на информацию обладали лишь государствен­ные органы.

И это произошло благодаря тому, что сегодня граж­дане России имеют реальную возможность получать информацию из нескольких источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: