Основные направления и принципы государственной политики в области информационных ресурсов

Перечисленные выше цели определяют и основные направления государственной политики, которая долж­на практически обеспечить их достижение. Так, напри­мер, для обеспечения достаточности доступных обще­ству информационных ресурсов государство должно осуществлять:

- регулярный анализ и прогноз потребностей общества в информационных ресурсах и информационных комму­никациях, разработку стратегии и тактики удовлетворе­ния этих потребностей;

- стимулирование развития «внутренних» источников информации и центров-генераторов информационных ресурсов, адекватных потребностям общества;

- подключение к международным источникам информа­ции (глобальным и корпоративным информационным системам) на основе соответствующих международных соглашений.

В результате практической реализации данного на­правления государственной политики должен быть до­стигнут необходимый уровень информационного обес­печения, в первую очередь, органов государственного управления, работников бюджетной сферы, а затем уже — и субъектов рыночной экономики.

С этой целью государство должно всемерно содей­ствовать развитию и эффективному функционирова­нию следующих базовых элементов информационной инфраструктуры общества:

- источников общественно необходимой информации (информационных и аналитических центров, систем наблюдения и сбора информации, социологического, экономического и экологического мониторинга и т. п.);

- центров хранения и распределения информационных ресурсов общества (библиотек, архивов, фондов, авто­матизированных банков данных и т. п.);

- средств и методов «информатики второго контура», используемых в информационных системах для элект­ронизации документов, ввода, вывода и отображения информации, создания электронных библиотек, фондов и архивов;

- средств издательской техники, оперативной полиграфии и ксерографии, основанных на использовании новых информационных технологий и обеспечивающих воз­можность создания и сохранения электронных копий формируемых документов.

Для решения проблемы обеспечения доступности информационных ресурсов общества для всех его чле­нов государственная политика должна обеспечивать:

1) развитие законодательства, направленного на практическое осуществление конституционных прав граждан «свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конститу­ции Российской Федерации);

2) контроль за соблюдением прав граждан на полу­чение информации из государственных, ведом­ственных и общественных фондов и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые эти права нарушают;

3) проведение антимонопольной политики в облас­ти формирования, хранения и распространения общественно значимой информации;

4) содействие развитию и эффективному функцио­нированию информационного рынка, в том числе

Информационные ресурсы общества рынка собственных информационных продуктов и услуг.

Если же говорить об основных принципах государ­ственной политики в области информационных ресур­сов, то здесь с учетом современной ситуации с развитием процесса информатизации в России можно сформули­ровать следующие три наиболее важных.

1. Государственная политика должна исходить из не­обходимости достижения и поддержания не­которого оптимального баланса государственных, общественных и личных интересов граждан в об­ласти информационных ресурсов. Причем этот баланс должен обеспечивать социальную стабиль­ность в обществе, а также его дальнейшее научно- техническое, социально-экономическое и культур­ное развитие [63].

2. Государственная политика должна исходить из многоукладности российской экономики и призна­ния права собственности на информацию, которая может выступать в качестве объекта рыночных отношений. Поэтому государственная политика должна обеспечивать защиту прав собственности на информационные ресурсы, продукты и услуги, а также защиту информации в целях безопаснос­ти граждан, юридических лиц и государства.

3. Государственная политика должна исходить из не­обходимости и стратегической важности участия России в международном информационном про­странстве, в том числе в деятельности мирового информационного рынка. С этой целью она долж­на стимулировать создание отечественных конку­рентоспособных на мировом рынке средств инфор­мационной техники, а также информационных продуктов и услуг.

Хотелось бы подчеркнуть, что сформулированные выше основные принципы государственной политики имеют важное значение для дальнейшего развития на­шей страны и ее места в мировом сообществе, где в настоящее время идет острая информационно-техноло­гическая борьба. Это не пустые декларации, а вполне конкретные направления деятельности правительствен­ных структур [65].

Последние годы XX века убедительно свидетель­ствуют, что несоблюдение этих принципов ведет к весь­ма быстрому обострению внутренних и геополитичес­ких диспропорций.

Рассмотрим некоторые примеры. Вдекабре 1999 года российское телевидение сообщило о том, что Консти­туционный суд Украины принял постановление, кото­рое практически запрещает использование русского языка в государственных учреждениях. При этом был признан неправомерным указ президента Украины Леонида Кучмы, которым русскоязычным абитуриен­там было разрешено сдавать вступительные экзамены в вузы Украины на русском языке.

Таким образом, на наших глазах начался новый этап глобальной «украинизации» информационного про­странства Украины. При этом предпринимаются все более настойчивые попытки административного вытес­нения русского языка, которым сегодня владеют все жители республики, и его замены английским языком, которым сегодня на Украине практически никто свобод­но не владеет.

К чему приведет такая государственная политика в ближайшем будущем? Последствия ее легко прогнози­руются. Это не только нарушение прав человека для значительной части населения страны, а именно — рус­скоязычного населения, которое сегодня не владеет свободно украинским языком и поэтому не сможет эф­фективно использовать формируемые на этом языке государственные и общественные информационных ресурсы. Это также и большой ущерб для национальные интересов самой Украины, граждане которой через 8—10 лет уже не смогут воспользоваться без перевода русскоязычными информационными ресурсами.

Кроме этого, серьезная информационная проблема создается этой политикой и в научно-технической сфе­ре. Ведь практически вся научная терминология, кото­рую используют сегодня украинские ученые в области естественных наук, сформировалась на русском языке. И если кто-то думает, что всю эту терминологию и соот­ветствующий понятийный аппарат можно в одночасье перевести на украинский язык, то он глубоко и опасно заблуждается. А следовательно, ущерб будет нанесен и украинской науке, которая и без того переживает се­годня не самые лучшие дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: