Информационное неравенство как культурологическая проблема

Одной из главных закономерностей современного этапа развития цивилизации является ее все большая ориентация на использование информационных ресур­сов общества и их наиболее важной части - научных знаний. Эта тенденция становится все более заметной в последние десятилетия уходящего XX века, а в будущем XXI веке она, вероятнее всего, не только сохранится, но и станет доминирующей.

С широкомасштабным использованием информа­ции и научных знаний как стратегического ресурса для дальнейшей эволюции общества, многие ученые связы­вают свои надежды на возможность преодоления гло­бального кризиса современной цивилизации, а также решения многих глобальных проблем современности, из которых самой главной является проблема выживания человечества как биологического вида, проблема сохра­нения разума на планете Земля.

Именно поэтому все большее внимание многих уче­ных и ряда государственных деятелей в последние годы привлекает к себе концепция развития общества на основе приоритетного использования научных знаний (Knowledge based Society). Эта концепция предполага­ет, что в результате создания и активного использова­ния значительной частью населения страны территори­ально распределенной и широко доступной сети баз знаний (прежде всего — в области техники и передо­вых технологий) можно будет обеспечить ускоренное научно-техническое развитие той или иной страны. А это, в свою очередь, создаст необходимую основу и для ее социально-экономического развития.

Основная идея этой концепции не вызывает серь­езных возражений. Однако для ее практической реали­зации необходимо, чтобы научно-технические знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования, были понятыми для значи­тельной части населения данной страны и ее регионов. И вот именно здесь начинают проявлять себя еще два специфических аспекта проблемы информационного неравенства: лингвистический и когнитивно-семанти­ческий.

Рассмотрим вначале лингвистический аспект про­блемы. Суть его заключается в том, что в настоящее время подавляющая часть знаний в области новейших достижений науки, техники и развития технологий представляется и в первую очередь распространяется на весьма ограниченном количестве языков передовых стран мирового сообщества. К этим языкам относится, в первую очередь, английский язык, который в после­дние десятилетия де-факто становится одним из наибо­лее популярных в мире языков представления и распро­странения научно-технической информации.

Затем необходимо отметить русский, немецкий и французской языки, на которых сегодня представлена значительная часть последних научно-технических до­стижений человечества. И, наконец, необходимо от­метить, что в последние годы XX века все большее ко­личество технологических новшеств, полученных в странах Востока, представляются на японском и корей­ском языках.

Существо рассматриваемой лингвистической про­блемы состоит в том, что перечисленными выше языка­ми, на которых представлено сегодня наибольшее ко­личество научно-технических достижений современной цивилизации, свободно владеет лишь сравнительно не­большая часть населения нашей планеты. В то же время подавляющая часть населения воспользоваться этими знаниями не может хотя бы потому, что не понимает языка, на котором эти знания представлены. А в связи с продолжающимся демографическим взрывом в стра­нах Азии и Африки, население которых в последнее время ежегодно возрастает почти на 100 млн человек, количество людей, относящихся именно к этой катего­рии, в ближайшие десятилетия будет все более быстро возрастать.

Таким образом, проблема информационного нера­венства представляет собой не только технократичес­кую проблему, но и проблему культурологическую.

Иначе говоря, под информационной культурой об­щества сегодня следует понимать не только способно­сти людей использовать последние достижения инфор­мационной техники, но и их готовность воспринимать новую научно-техническую информацию, представ­ленную на языках передовых стран мирового сообще­ства и, в первую очередь, — на английском и русском языках.

В связи с этим большую озабоченность вызывает проявляющаяся в последние годы тенденция искусст­венного сокращения русскоязычного информационно­го и научно-образовательного пространства, которая особенно сильно проявляется в молодых независимых государствах, бывших ранее республиками СССР.

Политические лидеры этих стран должны отдавать себе отчет в том, что та политика лингвистического се­паратизма, которую они сегодня активно проводят, вле­чет за собой информационную изоляцию этих стран от мирового информационного научно-технического про­странства, вытесняет эти страны на обочину развития мировой цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: