Когнитивно-семантические аспекты проблемы информационного неравенства

Когнитивно-семантический аспект проблемы ин­формационного неравенства не является сегодня столь очевидным, как лингвистический. Однако от этого он не становится менее важным. Просто этот аспект еще недостаточно исследован, но уже нет никакого сомне­ния в том, что он активно проявит себя уже в первые десятилетия XXI века.

Суть проблемы здесь состоит в следующем. Для того, чтобы адекватно воспринимать новую информа­цию в области последних достижений науки, техники и высоких технологий, образованный человек не только должен хорошо знать один из перечисленных выше ми­ровых языков, но и владеть им в совершенстве, думать на этом языке, быть способным строить на нем научные гипотезы и рассуждения.

Современная когнитология утверждает, что способ­ность человека к абстрактному логическому мышлению (а ведь именно это необходимо для многих направле­ний научно-технического творчества) существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Мало того, от этого зависит и процесс фор­мирования его общего мировоззрения. Другими слова­ми, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших зна­ний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, при помощи которых он фор­мируется в процессе мышления. Именно поэтому глу­бокое изучение богатого по своим логическим и вы­разительным возможностям языка (а русский язык является именно таким) — это не только важное усло­вие интеллектуального развития общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной научной картине мира.

Таким образом, магистральное направление интел­лектуального развития современного общества лежит сегодня не на пути лингвистической изоляции той или иной страны от окружающего ее мира, а, наоборот, на пути создания в ней благоприятных условий для изуче­ния иностранных языков — в первую очередь тех, на которых формируются передовые научные знания.

Нам представляется, что в современных условиях развития общества каждый культурный человек должен в перспективе достаточно свободно владеть как мини­мум тремя языками: национальным государственным языком своей страны, русским языком, на котором представлено сегодня большое количество научных знаний и достижений мировой культуры, и, наконец, английс­ким языком, на котором сегодня представлено большое количество научно-технической, экономической и дру­гой информации.

Конечно, это весьма сложная социально-экономи­ческая проблема для многих государств мира, так как ее решение требует соответствующей переориентации системы образования. Однако стратегические цели и задачи развития цивилизация в наступающем XXI веке настоятельно выдвигают эту проблему на первый план, так как ее решение будет способствовать снижению остроты проблемы информационного неравенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: