И методические указания к ним

Семинарские и практические занятия призваны обратить внимание студентов на широкий круг конкретных теоретических, методологических и методических проблем науки, выработать у студента осознанное отношение к использованию конкретных методов исследования, а так же приобрести наиболее общие навыки их применения в процессе реализации методологии магистерской диссертации. Семинарские занятия посвящены осмыслению сути методологических подходов и методов археологического исследования, их месту в научном исследовании, характеристике познавательных возможностей. Эти два акцента имеют важный методологический смысл: каждый студент в процессе создания магистерской диссертации решает для себя вопросы выбора методов исследования.

Неотъемлемой частью такой работы выступает разработка исследовательской программы. Грамотное формирование ее структуры позволит студенту эффективно решить исследовательские задачи. Значимой частью структуры научного исследования выступает методологическое обоснование исследовательских задач. В этом разделе студент должен ясно осознавать выбранные им исследовательские подходы, принципы и методы исследования. Умение корректно использовать их в своей практической работе позволит студенту сделать осознанный выбор тех или иных методов в процессе освоения норм профессиональной культуры.

Поэтому обсуждение подходов, теорий, концепций, гипотез, сложившихся в археологии будет способствовать формированию профессиональных норм у магистров.

Готовясь к семинарскому и практическому занятию, студенту полезно определить местонахождение темы в общей программе курса. Всегда полезно знать, какой материал предшествует и последует за данным. Нелишне обратить свое внимание и на общие цели курса и соотнести их с компетенциями: это весьма удобно для определения точности тех норм, к которым Вы должны стремиться. Ознакомление с общей программой позволит Вам подобрать наиболее полезные учебники и литературу, содержащие наибольший объем материала по предложенной теме семинарского и практического занятия. Знакомясь с темой предлагаемого занятия, подумайте, какие вопросы вам уже известны. Познакомившись с литературой, подумайте, какие вопросы могут возникнуть при обсуждении вопросов темы.

Для эффективной подготовки к семинарским и практическим занятиям следует первоначально ознакомиться с лекционным материалом по теме. Студентам рекомендуется для ознакомления разнообразная учебная, методологическая и методическая литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки Удмуртского университета, Научной электронной библиотеки (НЭБ) Elibrary.ru., Национальной библиотеки Удмуртской Республики (http://unatlib.org.ru/) Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, Института истории и культуры народов Приуралья УдГУ (404 ауд.)

Это даст возможность выбора наиболее доступной и понятной концепции по конкретным вопросам занятия. НЕ забудьте о возможностях медиатеки научной библиотеки УдГУ! Помните, что полезную информацию можно почерпнуть в Интернете! Целесообразно обратить внимание на две поисковые системы-Yandex и Google. Первый является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках.

При изучении рекомендованной литературы ее следует конспектировать, обращая особое внимание на способы получения знания. Для успешного освоения методологической терминологии, корректного выполнения познавательных процедур, следует все незнакомые термины, понятия, их значения выписывать в тетрадь. Желательно, чтобы в ходе ознакомления с литературой студенты стремились переосмысливать материал так, чтобы использовать его в исследовательской работе.

Готовясь к семинарскому занятию, заготовьте вопросы, которые оказались вами непонятыми.

Принимайте активное участие в занятии, не ведите себя пассивно! Это даст Вам возможность максимально подготовить себя к выполнению магистерской работы как самостоятельного научного исследования!

Семинарские занятия по курсу тематически содержат непростые вопросы для обсуждения, они требуют специальной подготовки. Поэтому обратите внимание: преподаватель готов проконсультировать Вас по любому вопросу! Обратите внимание на расписание консультаций преподавателя на кафедре!

Семинарские занятия проводятся в студенческой группе, поэтому Ваши однокурсники – тоже ценный источник информации. Помните, от того, как каждый в группе готов к занятию, зависит продуктивность освоения курса. Цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от сотрудничества с другими. Поэтому избегайте жульничества! Целью обсуждения научных проблем в группе не должно быть уменьшение личного объема работы ее участников!

Тема 1. Роль научной теории в археологическом познании (2 часа)

План занятия:

1.Место теоретического знания в археологии.

2.Проблема уровневой организации археологического познания.

3.Описания и объяснения в археологии.

4.Реконструкции в археологии и их связь с научными теориями.

5.Теоретическое знание и археологические теории.

Цель занятия: определение места и функций научных теорий в археологическом познании.

Задачи занятия:

1. Характеристика многоуровневой организации археологического познания.

2. Выявление функций научных теорий и теоретического знания на разных этапах археологического исследования

3. Выявление на основе анализа методологической литературы и лекционного курса теоретического компонента в собственной исследовательской работе.

Литература

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М, 1989.

Фаган Б., ДеКорс К. Археология. В начале. М., 2007.

Bahn P. Archaeology. Cambrige. 2000. 400 р.

Fagan B. People of the earth /Boston/.1989. p.24-40.

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 2. Влияние марксисткой теории исторического процесса на развитиеархеологии (2 часа)

План занятия:

1. Материалистическое понимание истории - основная идея марксистской теории исторического процесса.

2. Основные понятия и категории марксистской теории исторического процесса. Законы истории.

3. Эмпирическая основа марксистской теории исторического процесса.

4. Марксизм в археологии: как подход, как метод, как теория.

5. Расширение предметной сферы археологии в контексте марксистского подхода.

4. Критика формационного подхода к истории.

Цель занятия: выявить познавательные возможности марксисткой теории исторического процесса и определить их применение в археологии.

Особые замечания: для понимания познавательных возможностей конкретной научной теории важно изучать ее в первую очередь через изучение трудов авторов научной теории, а не в пересказе других исследователей!!! Обратите внимание: не стоит абсолютизировать роль марксизма в изучении конкретных исторических фактов, так и отрицать ее современные возможности в историческом познании.

Литература

Актуальные проблемы истории // Вопросы истории. №6.-1994.

Алаев Л.Б. Где тонко, там и порвалось // Новая и новейшая история. №3. 1996.

Андерсон Перри. Раздумья о западном марксизме. На путях исторического материализма. М., 1991.

Гегель Г. Лекции по философии истории. СПБ. 1993.

Генинг В.В., Генинг В.Ф. Очерки философии социоархеологии. Киев, 1992.

Бородай Ю.М. Наследие Маркса и проблема теории общественно-экономической формации. М., 1974.

Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.

Горский Д.П. Учение Маркса об обществе. Критический анализ. М., 1994.

Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., 1999.

Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1997.

Кантор С.М. История против прогресса. М., 1992.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблема теории исторического процесса. М., 1981.

Ковчегов П.А. Материалистическое понимание истории. Кишинев, 1977.

Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собр.соч., 2-е изд., т.3. Гл. У. Фейербах.

Марксистско- ленинская теория исторического процесса. М., 1985.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Орлов В.В. О материалистическом понимании истории // Философия и общество. №4. 2002.

Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Рохас Карлос Антоние Агирре. Историография в XX веке. История и историки между 1848 и 2025 годами. М. 2008.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток. 32. 1995.

Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития // Философия и общество. №3-4, 1997.

Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. М. 1979.

Энгельс Ф. Карл Маркс// Маркс К.,Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. М. 1979.

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 3. Объект и предмет науки в археологии (2 часа)

План занятия:

1. Понятие «объект науки».

2. Понятие «предмет науки».

3. Значимость определения объекта и предмета науки для конкретных археологических исследований.

4. Дискуссия об объекте и предмете науки в археологии.

5. Современные воззрения на объект и предмет науки в археологии.

Цель занятия: определить взаимосвязь понимания объекта и предмета науки с конкретным археологическим исследованием.

Литература

Аникович М.В. Проблема определения археологии как науки в советской литературе 1970-1980 гг. Основные направления // Археология Сибири: историография. Омск, 1995. С.4-25.

Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982. 210 с.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1982.

Жебелев С.А. Введение в археологию. Ч.1. История археологического знания. Петроград. 1923.

Клейн Л.С. Предмет археологии //Археология южной Сибири. Кемерово, 1978.

Лебедев Г.С. История отечественной археологии. СПб., 1992. 480 с.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. -№2. -1993.

Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Фаган Б., ДеКорс К. Археология. В начале. М., 2007.

Тема 4. Структура научного исследования (4часа)

План занятия:

1. Объект и предмет научного исследования.

2. Понятие научнойпроблемы.

3. Актуальность научной проблемы.

4. Принципы построения, обоснование, оценки научной проблемы. Понятие проблемной ситуации в науке.

5. Формулировка цели и задач исследования.

6. Источниковедческое, историографическое, методологическое обоснование исследовательских задач.

Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру научного исследования для корректного ее использования в исследовательской работе, при написании магистерской диссертации.

Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования; 2) проанализировать любую выпускную квалификационную работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах исторического факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры (работы хранятся на всех кафедрах исторического факультета: необходимо подойти к методистам кафедр); 3) исходя из полученной информации, сформулировать структуру своей курсовой работы.

Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой научного исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, источник информации, историография). Уточните их содержание в учебных пособиях и энциклопедических изданиях в справочно-информационном отделе научной библиотеки (Новый философский словарь. В 4-х т. М., 2001.)

Литература

Берков В.Ф. Научная проблема. - Минск, 1979.

Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., 1990.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 2006.

Тема 5. Проблемы изучения экономики древних обществ (7 часов)

План занятия:

1. Исследовательские подходы к изучению экономической сферы общественной жизни средствами археологии.

2. Методы изучения палеоэкономики: визуальные, морфологический анализ, трассологический, прямых предметных реконструкций, выделения ХКТ, палеоэкономического моделирования.

Литература:

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 6. Методология социальных реконструкций в археологии (5 часов)

План занятия:

1. Социальная структура традиционных обществ.

2. Познавательные возможности археологии в реконструкции социальной сферы.

3. Методы социальных реконструкций по материалам могильников.

4. Методы социальных реконструкций по материалам поселений.

Цель: определить познавательные возможности археологии в изучении социальной сферы общественной жизни.

Литература

Авилова Л.И. К изучению позднетрипольского погребального обряда //СА. 1978. №3.

Бунятян Е.П. Методика социальных реконструкций в археологии. Киев, 1985.

Леонова Н.Б., Смирнов Ю.А. Погребение как объект формального анализа //КСИА. Вып.149. М., 1977.Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Хлобыстина М.Д. Древнейшие могильники Нижнего Поднепровья как памятники социальной истории //СА. 1979. №3.

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 7. Семантический подход в изучении духовной сферы жизнедеятельности древних обществ по археологическим источникам (5 часов)

План занятия:

1.Археологические подходы и методы изучения духовной сферы общественной жизни.

2.Семантический подход в изучении археологических источников.

3.Познавательные возможности разных видов археологических источников в изучении духовной культуры.

4.Реконструкции духовной культуры по материалам археологии.

Литература

Полосьмак Н.В., Шумкова Е.В. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск, 1991.

Раевский Д.Д. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М, 1977.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1979.

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 8. Проблемы изучения этнической сферы жизнедеятельности древних обществ по данным археологии (4 часа)

План занятия:

1. Опрделение понятия «этнос».

2. Характеристика этноса и этнические признаки.

3. Этнические характеристики древнего населения по археологическим данным.

4. Метод выделения этнодифференциирующих признаков.

5. Этнокартографический метод.

6. Этнотипологический метод.

7. Проблема этнических взаимодействий в древности и средневековье и способы их изучения по археологическим данным.

Литература

Генинг В.Ф. Этнические процессы в первобытности. М., 1970.

История первобытного общества. В3-Т. М. 1980.

Renfrew C. Archaeology: theory, methods practice. Cambrige. 2005.

Тема 9. Математизация научных исследований в археологии (4 часа)

План занятия:

1. Распространение математических методов исследования в сфере современного гуманитарного знания. Проблемы интеграции гуманитарного и математического знания. Причины математизации археологических исследований. Условия математизации археологических исследований. Понятие математических методов. Типы исследовательских задач, решаемых при помощи математических методов. Понятие «измерение явлений и процессов». Специфика квантификации качественных аспектов социальной действительности. Квантифиация и формализация содержательных моделей. Понятие количественных и качественных признаков явлений и процессов. Понятие формализации. Шкала измерения. Типология шкал измерения явлений и процессов: номинальная (наименований), порядковая, интервальная, пропорциональностей. Показатели измерения. Единицы измерения. Ошибки и погрешности измерений. Проблемы комплексного измерения явлений и процессов. Общие проблемы измерения явлений и процессов. Методы измерения количественных и качественных признаков: факторный анализ, корреляционный анализ, анализ регрессий, анализ тенденций. Ошибки и погрешности измерений.

2. Задачи формализованного анализа погребальных памятников.

3. Формализация данных для статистической обработки.

4. Подготовка исходных данных. Табличный метод группировки данных.

5. Формализовано-статистический анализ. Графические методы изучения.

Литература

Формализованно-статистические методы в археологии. Киев, 1989. (содержит список аннотированной литературы по археологии, связанной с применением формализовано-статистических методов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: