Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация индивида

Индивидом называют человека как отдельного представителя человеческого рода. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, реализуемых им в общественной жизни. Если человеком рождаются, то личностью становятся в процессе социализации – приобщении к идеалам, ценностям, нормам общества, позволяющей принимать участие в общественных отношениях и сознательной деятельности. Иногда личностью называют только человека, обладающего выдающимися качествами. Наличие у человека психических свойств, отличающих его от других, называют индивидуальностью.

Социализация способствует формированию типично-групповых качеств и проявлений, позволяя человеку включиться в ту или иную социальную группу. От социализации следует отличать адаптацию (процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения новых знаний об окружающем мире), взросление. Социализация начинается в детстве и продолжается практически всю жизнь, поскольку само общество постоянно меняется. От ее успеха зависит, насколько личность сумеет реализовать себя в обществе. Социализация осуществляется как целенаправленно (обучение и воспитание), так и непреднамеренно. Для обозначения процесса приобщения к культуре используется понятие «инкультурация» (введение в культуру). Инкультурация – более объёмное, чем социализация, понятие, означающее приобщение человека к национальной и мировой культуре, усвоение им опыта предшествующих поколений, умения использовать в своей жизни достижения прошлого.

Процесс социализации осуществляется поэтапно: в детстве, юности, зрелости и старости. Переход от одного жизненного цикла к другому связан со сменой социальных ролей. Соответственно различают раннюю или начальную социализацию (детство и юность) и продолженную или зрелую (средний и пожилой возраст). На первой ступени преобладают внешние условия регулирования социального поведения, на второй – внутренний контроль (самоконтроль).

Социализация тесно связана с самосознанием личности, ее определением себя как личности, способной принимать решения, взаимодействовать с людьми и природой. Личность также проявляет себя через механизм самопознания и самореализации, т.е. выявления своих возможностей, определения и достижения целей. Способность к самореализации является показателем социальной зрелости и способности «творить» из себя личность.

Социализация происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимают конкретных людей, ответственных за обучение других культурным нормам и помощь в освоении социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, воспитатели) и агентов вторичной социализации – людей, с которыми человек связан формально-деловыми отношениями (учителя, сотрудники вуза, руководители предприятия, сотрудники телевидения). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение и играют важнейшую роль в процессе формирования личности, влияние агентов вторичной социализации менее важно.

Институтами социализации являются социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации служат семья, детский сад, школа, вторичными – армия, церковь, профессиональные учебные заведения, СМИ. Если первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, то вторичная – в сфере социальных отношений. В период вторичной социализации личность может стать субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей (нищие, бомжи, преступники). Ресоциализацией называется процесс восстановления утраченных или приобретения принципиально новых ценностей и социальных ролей, возвращение к нормальному, с точки зрения общественных ценностей и норм, образу жизни.

Институты и агенты социализации выполняют две основные функции: 1) обучение людей культурным нормам и образцам поведения данного общества; 2) осуществление социального контроля за усвоение личностью этих норм и образцов поведения. Такие элементы социального контроля (санкции), как поощрение и наказание одновременно являются и приемами социализации. Социальные санкции делятся на позитивные и негативные по содержанию и официальные и неофициальные по форме. Получение грамоты является примером позитивной официальной санкции, выговор – негативной официальной, аплодисменты – позитивной неофициальной, нежелание общаться – негативной неофициальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: