Гражданское общество и правовое государство

Концепция гражданского общества в наиболее полном виде была разработана немецким философом Гегелем, определявшим гражданское общество как связь лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок. Наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта. Кант полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм, разрешение которого возможно лишь в условиях общества, управляемого правовым государством. Современная политология определяет гражданское общество как сферу самоуправления свободных граждан и добровольно сформированных ими ассоциаций и организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В рамках гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» в известном смысле противоположны, поскольку отражают противоположные друг другу аспекты жизни общества.

Однако для функционирования гражданского общества необходимы определенные предпосылки: 1) экономические – частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок, конкуренция; 2) социальные – существенный слой среднего класса; 3) политико-правовые – юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека, политический плюрализм; 4) культурные – обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень, свобода совести.

В процессе формирования гражданского общества выделяют ряд этапов. На первом (XVI-XVII вв.) складывались экономические и политические предпосылки, формировалась буржуазная идеология. Второй этап (XVIII-конец XIX вв.) характеризовался формированием экономических основ гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма со свободной конкуренцией; одновременно оформлялись идеи и ценности либерализма. На третьем этапе (XX-ХХI вв.) происходит превращение среднего класса в основную социальную группу, идет процесс становления правового социального государства.

Правовое государство характеризуют следующими признаками: 1. Верховенство права, обязанность всех государственных органов, должностных лиц, общественных организаций подчиняться требованиям закона. 2. Законы должны быть: гуманными, справедливыми; приниматься уполномоченными народом компетентными органами в соответствии с узаконенной процедурой; не противоречить конституции и друг другу; подзаконные акты должны соответствовать законам. 3. Соблюдение и охрана неотъемлемых прав и свобод человека. 4. Последовательное соблюдение принципа разделения властей, взаимный контроль всех ветвей власти. 5. Взаимная ответственность государства и гражданина, гарантированная независимым судом.

Правовым может быть государство любой формы правления. Так, монархическая Великобритания не в меньшей степени правовое государство, чем республиканская Франция. Однако любое правовое государство предполагает только демократический режим политической жизни общества.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. определяет Россию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. Однако процесс формирования правового государства идет медленно и противоречиво. В России пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Законы несовершенны и противоречивы. Значительная часть населения лишена возможности получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения. Однако работа в направлении формирования основ правового государства последовательно ведется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: