Политическая идеология

Субъективной стороной политической жизни общества является политическое сознание, способное прогнозировать развитие политического процесса и оказывать на него определенное воздействие. Политическое сознание как субъективное внутреннее отношение человека к объективным политическим процессам, к своей политической жизни, формируется на двух уровнях – обыденном и теоретическом.

Обыденное политическое сознание: формируется стихийно, в рамках повседневной жизни, отражает непосредственно наблюдаемые политические события, отрывочно и противоречиво. Теоретическое политическое сознание выходит за рамки непосредственно наблюдаемого, отражает существенные и закономерные черты и связи, является результатом профессиональной деятельности ученых, отличается целостностью и системностью, объясняет политические процессы и события на теоретическом уровне. Наука, занимающаяся исследованием политической сферы общества, называется политологией.

Одной из форм политического сознания является политическая идеология – совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества, определяемая политическими интересами. Политическая идеология выполняет ряд функций: 1) создает систему ориентиров человеческой деятельности; 2) предлагает более совершенные идеалы и мобилизует общество на их реализацию; 3) внедряет в общественное сознание критерии оценки прошлого, настоящего и будущего; 4) противостоит частным интересам, стремится сплотить, интегрировать общество; 5) выражает и защищает интересы тех или иных социальных групп.

Классические политические идеологии сформировались в XVIII в.

1. На основе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма, базовыми принципами которого являются свобода личности, широкие гражданские и политические права человека, его личная ответственность за свое благополучие. Эти принципы могут быть реализованы при условии ограничения государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государство должно охранять общественный порядок и защищать страну от внешней угрозы.

В экономической жизни либерализм требовал простора для частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых рамок, создания возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж человека должны напрямую зависеть от результатов его деятельности. Политическая доктрина либерализма покоится на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей, правового государства. Духовная жизнь общества должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, праве личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности.

2. Базовые идеи консерватизма были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на последствия Великой французской революции. Консерватизм отрицает не только революционные изменения, но с недоверием относится и к реформам. Попытки изменить общество не должны предприниматься без крайней нужды. Современные социальные институты являются воплощением длительного процесса исторического развития. Это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Социальное неравенство, по мнению консерваторов, установлено свыше и естественно. Важнейшей ценностью для общества является порядок, в основном поддерживаемый государством. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы гораздо выше интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, регламентирующиеся моралью. Важнейшими ценностями являются семья, религия, социальная стабильность. В последние десятилетия XX в. в результате сближения классического консерватизма с либерализмом оформилась идеология неоконсерватизма, идеалом которого является социально ответственная личность и политически стабильное государство.

3. Политическая идеология социализма окончательно оформилась также в XIX в., хотя ее отдельные идеи разрабатывались с древнейших времен. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей. Основой социалистической идеологии является идея равенства и социальной справедливости. Ее предпосылкой является ликвидация частной собственности и передача всех средств производства в общенародную собственность. В результате ликвидируются экономические условия эксплуатации человека человеком. Со временем государство будет заменено самоуправлением. В ХХ в. в социализме выделилось два течения: социал-реформизм и коммунистическая идеология.

Социал-демократическая идеология возникла на основе пересмотра (ревизии) идей марксизма и отказа от идей революции, классовой борьбы, диктатуры пролетариата. Социал-демократы пришли к выводу, что социализм – скорей не конкретный общественный строй, а процесс социального преобразования общества. По их мнению, для социализма характерно: 1) в политической сфере – правовое государство, демократия, парламентаризм, гарантия прав личности; 2) в экономической сфере – рыночная экономика с государственным регулированием; 3) в социальной сфере – достойные условия труда и жизни людей, обеспечение нетрудоспособных; 4) в духовной сфере – общая доступность образования и культурных ценностей.

Коммунистическая идеологий (марксизм-ленинизм) настаивала на идее революционного насилия, установления диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией, преобразовании общества на основах равенства и социальной справедливости. Современные коммунисты (за исключением радикальных течений) разрабатывают механизмы мирного перехода к социалистическому обществу.

4. Фашистская идеология проповедует идеи национального и расового превосходства, отказ от демократии в пользу диктатуры, идею вождизма (фюрерства), культ милитаризма.

Существование идеологий в современном мире поддерживается как объективным различием положения и интересов социальных групп, так и субъективной потребностью людей в целостной системе установок и ценностей, облегчающей ориентацию в социально-политической реальности. Воспринимая ту или иную идеологию, люди становятся приверженцами соответствующих политических партий, вступают в их ряды, голосуют за них на выборах. Идеология, выражающая общие национальные интересы, становится духовным ориентиром в жизни людей, способствует сплочению общества.

Немалое место в структуре политического сознания занимает политическая психология, т.е. политические чувства, эмоции, настроения. В отличие от идеологии политическая психология формируется на уровне обыденного сознания. Как политическая идеология, так и политическая психология оказывают большое влияние на политическое поведение людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: